Экономика, 17 мар 2008, 15:29

"Нерль" продают иностранным инвесторам за 160 млн долл.

В ближайшее время один из крупнейших игроков московского рынка слияний и поглощений ЗАО "Нерль" сменит владельца. Как стало известно "Коммерсанту", инвестгруппа "Русские фонды" завершает сделку по приобретению 100% акций этой компании и ряда ее девелоперских проектов в интересах пула инвесторов с Ближнего Востока, заинтересованных в выходе на московский рынок недвижимости. Сумма сделки может составить около 160 млн долл.
Читать в полной версии

О том, что "Нерль" продается, газете рассказали сразу несколько участников рынка. "Насколько мне известно, переговоры с потенциальными покупателями велись несколько месяцев, - утверждает один из них. - В итоге продавец остановился на предложении, сделанном "Русскими фондами", и теперь сделка близка к завершению". По словам другого источника издания, речь идет о продаже 100% акций "Нерли", включая ряд активов и девелоперских проектов в Москве и области.

В самой "Нерли" эту информацию не комментируют, однако в "Русских фондах" подтвердили факт готовящейся сделки. Правда, партнер инвестгруппы Константин Бейрит заявил газете, что "Русские фонды" выступают не покупателем "Нерли", а всего лишь "оператором сделки, действуя в интересах иностранного клиента". "Купив компанию, тесно интегрированную в московский рынок девелопмента, покупатель избавит себя от высоких расходов на start-up и маржинальных издержек, неизбежных при выходе на этот рынок", считает господин Бейрит. Назвать покупателя и раскрыть другие детали сделки он отказался, сославшись на заключенный ее участниками договор о конфиденциальности. Однако источник "Коммерсанта", близкий к продавцу, утверждает, что покупателем "Нерли" выступает компания из Дубая, за которой стоит "пул ближневосточных инвесторов". По его данным, сумма сделки составит порядка $160 млн.

Знает о продаже "Нерли" и глава Московского речного пароходства Роман Троценко. По его информации, владелец "Нерли" Александр Клячин намерен сосредоточиться на развитии гостиничного бизнеса, куда планирует инвестировать все вырученные от нынешней сделки средства. В перспективе, как утверждает Роман Троценко, А.Клячин планирует создать крупнейшую в России компанию в этом сегменте рынка. В настоящее время Александру Клячину принадлежит самая крупная в стране сеть трехзвездных отелей "Азимут" (более 3 тыс. номеров) и два гостиничных проекта "пять звезд" в Москве.

На рынке гостиничной недвижимости "Нерль" покупает построенные еще в советские времена гостиницы и после их реконструкции открывает отели под собственным брендом "Азимут", что сокращает срок окупаемости до пяти лет, рассказал "Коммерсанту" замдиректора департамента гостиничного направления CB Richard Ellis/Noble Gibbons Станислав Ивашкевич. "Если строить с нуля, срок окупаемости может достигать 15 лет", утверждает эксперт. По его подсчетам, если "Азимут" будет готов инвестировать 160 млн долл. в новые отели, то сможет построить в регионах 16 гостиниц по 100 номеров каждая.

Участники рынка считают, что в числе продаваемых вместе с ИК "Нерль" активов вряд ли есть земельные участки. "Большая часть этих земель не переведена из категории сельскохозяйственных, поэтому инвесторам эти участки неинтересны", - говорит один из собеседников "Коммерсанта". Гендиректор компании "Земер" Илья Терентьев оценивает земельные активы "Нерли" примерно в 15 тыс. га. "Иностранные инвесторы, учитывая непрозрачность земельного рынка России, осторожно относятся к ленд-инвестициям. Для покупателей гектары "Нерли" могут быть пока неинтересны", говорит он. Рыночная стоимость всех земельных активов "Нерли" достигает $600 млн, подсчитал гендиректор "Гео Девелопмент" Максим Лещев. Эксперты сходятся во мнении, что ИК "Нерль" продается вместе с каким-нибудь крупным девелоперским проектом. Один из участников рынка вспоминает, что некоторое время назад "Нерль" вела переговоры о продаже бизнес-центра "Красная роза" (18,5 тыс. кв. м) в районе станции метро "Парк культуры", однако источник газеты не владеет информацией относительно того, смогли ли стороны договориться об этом объекте.

Продажа "Нерли" говорит о том, что на рынке слияний и поглощений "заканчивается агрессивная эпоха", говорит партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Виталий Можаровский. За последний год это уже второй случай ухода крупного игрока с рынка M&А. В феврале прошлого года стало известно о ликвидации лидера рынка компании "Росбилдинг". По мнению партнера адвокатского бюро "Карабаев и партнеры" Сергея Карабаева, сейчас удачный момент, чтобы избавиться от бренда с неоднозначной репутацией. "Для владельцев таких компаний завершается период первоначального накопления капитала, требовавший определенной агрессивности в действиях, - заявил "Коммерсанту" эксперт. Новые реалии рынка M&A заставляют их дистанцироваться от своих прежних бизнес-проектов вплоть до их продажи".

ЗАО "Нерль" создано в 1993 году. По данным базы СПАРК, в 2002 году по 50% компании принадлежало ее гендиректору Александру Клячину и Сергею Михееву. В настоящее время, по сведениям "Коммерсанта", основным акционером "Нерли" является А. Клячин. "Нерль" владеет 15,97% акций Русского банка развития, осуществляет девелоперские проекты (бизнес-центры "Красная Лоза", "Нагатинский", "Вернадский", "Авиатор", технопарки в Электролитном проезде и на Дмитровском шоссе). Среди других активов Савеловский рынок, гостиничная сеть "Азимут. Сеть отелей", 13-15 тыс. га земли в Истринском, Подольском и Одинцовском районах Подмосковья. По данным СПАРК, выручка "Нерли" в 2006 году составила 40,5 млн руб., чистая прибыль 2,25 млн руб.

Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию