Экономика, 17 апр 2014, 13:01

Минэкономразвития предложило выделить Крыму 800 млрд рублей на 4 года

Развитие Крыма в ближайшие четыре года может обойтись федеральному бюджету в сумму, сопоставимую с годовой инвестпрограммой Газпрома. Минэкономразвития предлагает выделить на развитие полуострова 814 млрд руб. в 2014-2017гг., следует из предложений министерства, с которыми ознакомился РБК.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

В 2014г. финансирование Крыма может увеличиться более чем вполовину. Министр финансов Антон Силуанов ранее оценивал расходы на поддержку нового региона в сумму не выше 240 млрд руб., уточняя, что эти средства предусмотрены в бюджете. Минэкономразвития предлагает выделить на программу развития еще 130,2 млрд руб.

В 2015г. на эти цели понадобится 167,6 млрд руб., 176,4 млрд - в 2016-м, 184,8 млрд - в 2017-м. В сумме программа обойдется в 659 млрд руб. за четыре года, строительство моста через Керченский пролив - еще в 155 млрд. В марте Минтранс давал втрое более скромную оценку - 50 млрд руб. Позже министр транспорта Максим Соколов увеличил ее вдвое из-за того, что мост будет не только автомобильным, но и железнодорожным.

Маловато будет

Эксперты не берутся точно оценить стоимость развития полуострова, но предполагают, что в перспективе она превысит инвестиции в Сочи в рамках подготовки Олимпиады, которые оценивались примерно в 1,5 трлн руб. Поэтому можно сказать, что Минэкономразвития даже поскромничало, полагает руководитель департамента оценки АКГ "МЭФ-Аудит" Дмитрий Трофимов: "Сумма 800 млрд рублей, думаю, не последняя".

Дополнительного финансирования, по словам эксперта, может потребовать решение проблем с транзитом на полуостров, "учитывая сложности с Украиной". Основная часть расходов, очевидно, пойдет на инфраструктурные проекты, добавляет Трофимов: "Начиная от вопросов безопасности с точки зрения наличия пресной воды на полуострове и кончая транспортной инфраструктурой: дорог, моста".

Сумма 130,2 млрд рублей уже в 2014г. не кажется экспертам чрезмерной. "Организационная часть реализации крупных проектов оценивается в 7-10% от общей стоимости. Нужно начать предпроектные дела", - сказал Трофимов.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на этой неделе призвал Минфин не скупиться на выделение дополнительных средств на Крым и Севастополь. Расходы должны быть в достаточном объеме, сказал он, чтобы обеспечить "полноценное врастание" двух новых регионов в "финансовую ткань" нашей страны.

Искусственно завышаться расходы не должны, добавил Медведев, отвечая на обеспокоенность министра финансов. Антон Силуанов до этого пожаловался премьеру, что "некоторые министерства" просят дополнительные расходы без анализа потребностей в Крыму, что приводит к их "задваиванию" и "затраиванию".

Вездеходный мост

Расходы на керченский мост в предложениях Минэкономразвития выделены отдельной строчкой: их предлагается включить в федеральную целевую программу по развитию транспортной инфраструктуры. Основное финансирование поделено на три года: 18,5 млрд - в 2015г., 60 и 75 млрд - в 2016-2017гг. В этом году министерство предлагает выделить на мост 1,5 млрд руб. Силуанов ранее уже заявлял, что мост войдет в транспортную ФЦП, но планировал искать средства внутри уже утвержденных расходов.

Строительство нового моста может стать одним из самых дорогих инфраструктурных проектов. Мост через Лену около Якутска обойдется почти в 39 млрд руб., а за построенный в 2012г. к саммиту АТЭС мост на остров Русский во Владивостоке государство заплатило 34 млрд руб.

Пока про мост в Крым достоверно известна лишь стоимость ТЭО, которое до 1 ноября разработает ОАО "Институт по изысканиям и проектированию мостовых переходов "Гипротрансмост" - 375 млн рублей. На что предусмотрены еще 1,1 млрд руб. в 2014г., точно не известно. Вероятно, на исследовательские работы, полагает Трофимов: "То, что связано с исследованием дна, экологией".

Старт проекту дал премьер-министр Дмитрий Медведев в начале марта, подписав распоряжение о создании заказчика - дочерней структуры "Автодора". Тем самым были завершены многолетние переговоры о строительстве моста, который планировали строить по проектам то большего, то меньшего масштаба. В конце марта стало ясно, что выбран путь максимализма. Президент Владимир Путин заявил, что мост должен быть и автомобильным, и железнодорожным. "И воздушным", - шутили блогеры.

Глава Минтранса Максим Соколов заявлял, что к концу текущего года будет разработано несколько вариантов строительства с учетом требования железнодорожной составляющей. В том числе, отметил министр, рассматривается возможность прокладки тоннеля через пролив. В РЖД готовы принять участие в проработке проекта, если будет такое поручение.

Главный претендент на участие в проекте - "Мостотрест" братьев Ротенберг и УСК "Мост", блокпакет в котором принадлежит Геннадию Тимченко. На этой неделе они заявили, что подают совместную заявку.

Елена Малышева

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%