Экономика, 17 мая 2012, 12:00

2. Неглобальное потепление

Россия не отличается мягким климатом, что является не только ее характерной природной чертой, но и особенностью бизнес-среды. Согласно рейтингу Doing Business за 2012г., составленному Всемирным банком, по доступности бизнеса наша страна занимает 120 место из 183 возможных. Российские бизнес-условия лучше, чем в Коста-Рике, но хуже, чем в Кабо-Верде. Тем не менее по сравнению с прошлым годом Россия улучшила свой результат в рейтинге на 4 позиции.
Читать в полной версии

Несмотря на явно скептическое отношение к бизнес-климату в стране со стороны мирового сообщества, президент РФ Владимир Путин заявил, что за ближайшие несколько лет Россия должна подняться на 20 место рейтинга, войдя в число стран с наиболее привлекательным деловым климатом. На этом пути он предложил руководствоваться принципами презумпции невиновности для бизнеса и пониманием того, что не предприниматель должен чиновнику, а наоборот - бизнесмены "должны формулировать требования к таможенным, налоговым, административным и другим процедурам". По словам В.Путина, для совершения такого рывка уже подготовлен "пакет мер".

Бизнес-погода: комфорт и сухость

Свое представление об условиях для успешного развития бизнеса есть и у экспертов. Так, директор по стратегическому маркетингу УК "Альфа-Капитал" Вадим Логинов описывает их на примере погодных условий: "Благоприятный климат – это комфортная температура, влажность, безоблачность, отсутствие сильного ветра. Чтобы его искусственно не портить, нужно следить за выбросами, экологией. То же самое с бизнес-климатом. Тут масса отдельных составляющих: законы, налоги, инфраструктура, которые влияют на ощущения предпринимателя и инвестора, а в целом им должно быть комфортно.

Одно из условий комфортности - снижение до минимума внешнего вмешательства в дела бизнеса. Начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал" Денис Барабанов считает, что другими вопросами, которые необходимо решить, являются "повышение прозрачности условий дня ведения бизнеса, развитие конкурентного поля, сокращение присутствия государства в экономике".

Директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал" Владимир Рожанковский считает, что также необходимо ввести дополнительные гарантии прав собственности для иностранного капитала – "гарантии отсутствия возможности у силовых ведомств под благовидными предлогами арестовывать (не говоря уже об ее изъятии) объекты частной собственности, даже если они построены на государственной земле".

Коррупция vs бизнес

На пути формирования здорового делового климата в нашей стране стоит такой страшный "зверь", как коррупция. "Наличие коррупции приводит к росту производственных издержек ("коррупционный" налог), что снижает конкурентоспособность практически всех без исключения секторов экономики", - признает профессор Российской экономической школы Константин Стырин.

Смягчить проблему коррупции должна эффективная правоохранительная система и независимые суды. "Качество инвестиционного климата определяется прежде всего тем, выполняются ли законы, и тем, равны ли все перед законом. Для того чтобы выполнялись законы, требуется независимая судебная система. В частности, от этого зависит, надежно или нет охраняются права собственников и инвесторов", - заметил К.Стырин.

Изменить систему можно лишь при наличии политической воли, но пока сигналов, свидетельствующих о появлении у властей заинтересованности в изменении существующего статус-кво, профессор РЭШ не видит.

Владимир Рожанковский соглашается, что верховный суд должен стать независимым от государства. "Вполне возможно, что при установлении диктатуры справедливого и беспристрастного суда в России уровень коррупции автоматически снизится", - верит эксперт.

Сценарий успеха

К.Стырин предполагает, что необходимые перемены могут быть запущены в случае снижения цен на нефть, которое приведет к сокращению поступлений в бюджет. В результате государство не сможет выполнить взятые на себя социальные обязательства, а неблагоприятные демографические тренды усугубят ситуацию. Итогом может стать общественное недовольство - более выраженное и масштабное, чем поствыборные протесты 2011-2012гг. И тогда альтернативой для властей станет улучшение условий для ведения бизнеса. Возросшая активность экономики даст необходимые налоговые поступления, которые смогут компенсировать снижение доходов от продажи энергоресурсов, и власть временно отведет от себя удар.

"Ключевым здесь является то, что первые лица страны должны быть заинтересованы в институциональных переменах. Разумеется, решения сделать суды по-настоящему независимыми, а всех граждан - равными перед законом, будут непопулярны, например, среди той части бюрократического истеблишмента, которая вовлечена в коррупционную деятельность", - добавил профессор РЭШ.

Яркий пример противодействия - в отсутствии в нашем законодательстве понятия "имущество, нажитое путем незаконного обогащения", которое требует от чиновников раскрывать источники своих доходов. В противном случае подразумевается, что имущество нажито незаконно.

Центр притяжения

В планах властей – превращение Москвы в международный финансовый центр. Это должно сделать российский финансовый рынок полноценной частью глобального и повысить его привлекательность в глазах иностранных инвесторов и эмитентов.

"Сможем ли мы стать мировым финансовым центром – большой вопрос. Конкурентов много, и у России нет никаких весомых преимуществ. Нынешнее относительное благополучие экономики держится на высоких ценах на сырье и грамотной работе с бюджетными резервами", - считает Д.Барабанов. Он напомнил, что Китай сначала продемонстрировал серьезные экономические успехи, и только потом стал региональным и мировым финансовым центром. Поэтому Д.Барабанов не думает, что России следует зацикливаться на воплощении понятия "финансовый центр".

Процесс формирования бизнес-климата быстрым быть не может, ведь "долгосрочный капитал придет в ту страну, у которой есть история стабильного экономического развития", а в России такая история только создается, заметила директор аналитического департамента ИК "Вектор секьюритиз" Александра Лозовая.

Эксперт БКС "Экспресс" Богдан Зыков подсчитал, что, по оптимистичным оценкам, для создания МФЦ России может потребоваться от 7 до 10 лет работы. По пессимистичным же на это уйдет в 2 раза больше времени.

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса