Экономика, 17 сен 2007, 16:34

Эксперты: Иностранные автоконцерны спешат завоевать рынок РФ

По прогнозам экспертов, к концу 2007г. объем продаж легковых автомобилей в России увеличится на 30% и составит 2,4 млн штук. Однако, несмотря на возможность получения огромных прибылей, крупнейшие мировые автоконцерны с опаской вкладывают деньги в этот стремительно развивающийся рынок, отмечает Reuters.
Читать в полной версии

По мнению аналитиков, к 2011г. российский автомобильный рынок станет крупнейшим в Европе, а ежегодный спрос на автомобили составит около 3,3 млн шт. И все же инвесторы пока еще относятся к российскому рынку довольно настороженно. Частично это связано с недостаточно развитой инфраструктурой, необходимой для производства автомобилей, и с неопределенностью тарифного законодательства.

Российское правительство с целью поощрения иностранных инвестиций и защиты своего автопрома ввело 25-процентную пошлину на импорт автомобилей. В следующем году РФ планирует вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), но, согласно уже подписанному соглашению, она имеет право на протяжении семи лет сохранить высокие таможенные пошлины. А это означает только одно: объем продаж иностранных автомобилей, собранных в России, будет расти очень быстрыми темпами (за первую половину 2007г. рост составил 100%). Продажи машин, собранных за границей, также растут, но не так быстро – лишь около 60% в год.

Именно этот факт вынуждает крупные иностранные автоконцерны, такие как Ford Motor, GM, Hyundai Motor, Renault и BMW, налаживать сборку автомобилей в России. Несмотря на далекие от идеала условия российского рынка, существует огромный риск того, что автомобильные концерны просто могут упустить предоставленную им возможность, отмечают эксперты.

"Если автомобильная компания хочет быть достойным конкурентом на этом рынке, ей необходимо начинать сборку своих автомобилей именно в России", - считает директор Global Insight Тим Армстронг. Однако при этом он отмечает, что производителям придется принять участие в ценовой конкуренции, т.к. РФ все еще является рынком, на котором 2/3 продаж составляют машины стоимостью меньше 20 тыс. долл.

Nissan Motor, Toyota Motor, Volkswagen и Suzuki Motor уже высказали свое желание занять более прочную позицию на российском рынке. А итальянская Fiat сообщила о запуске совместного проекта с компанией "Северсталь-авто", согласно которому российский концерн получит право на производство в России легковых автомобилей итальянской компании.

Китайские концерны также возлагают большие надежды на авторынок РФ. На данном этапе из-за качества производимых автомобилей Китаю пока не удается занять прочное положение на западноевропейском рынке. На российском же рынке китайский автопром может составить другим компаниям очень хорошую конкуренцию. Этому способствуют более мягкие (по сравнению с Европой) российские экологические нормы по выбросам в атмосферу и требования безопасности. По сообщению российских источников, Chery рассматривает возможность открытия в Калининграде в 2009г. завода по сборке автомобилей. Мощность этого завода, по предварительным данным, будет составлять около 200 тыс. автомобилей в год.

Однако не все автомобильные компании придерживаются такой оптимистичной точки зрения. "Авторынок РФ начал формироваться только в последние несколько лет", - отмечает президент Mitsubishi Motors Осама Масуко. И, по его мнению, пока на этом рынке существует слишком много сложностей, среди которых сложное таможенное законодательство и непрозрачные тарифные нормативы.

Напомним, что в декабре 2006г. Mitsubishi Motors подписала с российским правительством меморандум о намерениях, касающийся возможного создания сборочного производства на территории РФ. По условиям договора у компании есть время до января 2008г. определиться с решением. Но, по мнению экспертов, вероятность того, что Mitsubishi все-таки решится открыть производство в России, достаточно низкая.

Руководство Honda Motor также довольно пессимистично относится к вопросу производства автомобилей в РФ. Глава европейского отделения Honda Сигеру Такаги отметил, что на данный момент они не планируют начинать выпуск автомобилей в России. И даже GM, заявившая на прошлой неделе о намерении начать в РФ производство Opel, относится к этой идее с опаской. "Пока еще неизвестен срок вступления России в ВТО, и совершенно неясно, какими будут пошлины на импорт через 10-15 лет. Для нас это, несомненно, является огромным риском", - отметил президент европейского отделения GM Карл-Питер Форстер.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку