Экономика, 17 дек 2013, 11:02

Ограничение ставок по кредитам не пойдет на пользу российской экономике

Меры ЦБ РФ по принудительному ограничению ставок по банковским кредитам ведут к росту еще более дорогого небанковского кредитования.
Читать в полной версии
Фото: РБК

В последнее время кредитование физических лиц стало объектом пристального внимания со стороны Центробанка и Минфина. Через поправки в законодательство и нормативные акты ЦБ вводятся различные виды регулирования, направленные на установление потолка ставок по кредитам. Причем вводятся практически одновременно.

В минувшую пятницу после многомесячного обсуждения Госдума все-таки приняла в третьем заключительном чтении федеральный закон о потребительском кредите, согласно которому предполагается ежеквартальный расчет среднерыночных значений полной стоимости кредитов с допустимым отклонением ставок от них не больше чем на треть.

В отличие от прежнего варианта, раннее отвергнутого парламентариями, Банк России не будет иметь права самостоятельно устанавливать допустимую норму отклонения - этот показатель будет указан прямо в законе. Новый вариант депутаты посчитали компромиссным, и уже в ноябре 2014г. следует ожидать первой публикации среднерыночных ставок и установления предельно допустимых ставок по кредитам.

Складывается ощущение, что финансовые регуляторы оказались слишком зависимы от своей идеи фикс - так называемой угрозы закредитованности населения. По их мнению, темпы наращивания потребительского кредитования не должны превышать темпы увеличения доходов граждан. Желаемые параметры - 10-15% в год. Тогда кредитование будет иметь под собой стабильную основу без риска надувания потенциально опасного социального "пузыря" излишней долговой нагрузки населения.

Для этого банкам и предлагалось умерить выдачу высокорисковых кредитов по высоким ставкам. Все вроде бы логично, если не прочесть весь закон целиком и не подумать с перспективой чуть более чем на квартал, на который собираются устанавливать среднерыночные значения.

Дело в том, что всего несколько месяцев назад и с той же целью - ограничить высокорисковые кредиты, Центробанк повышал нормы резервирования средств под них, а с 1 января 2014г. еще раз повышает коэффициенты риска, причем для некоторых видов кредитов - почти двукратно. Это по своей сути и есть ограничение ставок, поскольку выдавать кредиты под высокий процент становится экономически невыгодно. В этих условиях Дума еще и ограничивает допустимую полную стоимость кредита.

Налицо прямое "задвоение" и даже "затроение" регуляторных мер, целесообразность которых далеко не очевидна, поскольку темпы роста потребительского кредитования и так существенно снизились (правда, не все эксперты считают это заслугой регулятора, сказались и другие факторы, в том числе общая стабилизация потребительского спроса) - примерно до 25% в год против наблюдавшегося в прошлом году 50%-ного прироста. И эффект от ранее введенных норм явно не исчерпан, снижение продолжается.

Дополнительные ограничительные меры нанесут существенный удар по фактически единственному оставшемуся драйверу экономического роста - потребительскому сектору, а вот будут ли выгоды для самих потребителей - весьма сомнительно.

Пока эксперты не ожидают положительных последствий от введения потолка ставок. Самой прямой и очевидной опасностью, которая реализуется еще до его установления, является предварительное повышение процентов по кредитам, чтобы закрепить выгодную для банков среднерыночную ставку. А далее проблемы у потребителей могут начать нарастать, как снежный ком.

Вытеснение с рынка банковских кредитов по ставкам выше средних вытеснит и заемщиков, причем совсем не туда, куда бы хотелось регуляторам - выбор для людей без идеальной кредитной истории и идеальных параметров (доход, стаж, семейный статус и т.д.) существенно ограничится.

Однако потребности людей вряд ли станут меньше, да и непредвиденные обстоятельства никто не отменял. Вчерашние банковские заемщики пойдут в лучшем случае в микрофинансовые организации за займами под сотни процентов, а в худшем - в серые или вообще нелегальные конторы, где следует бояться не только космических ставок, но и самих методов работы.

В итоге, как всегда, проиграет потребитель, поскольку вместо декларируемого властями снижения ставок стоимость заемных средств для наименее обеспеченных и юридически защищенных заемщиков, наоборот, вырастет, а их доступность существенно уменьшится.

В качестве важного аргумента в пользу законодательного ограничения банковского кредитования населения регуляторами выражалось и беспокойство о самих банках, которые, по мнению властей, могут сами себе навредить ростом "плохих" кредитов, а ограничение ставок должно стимулировать их более тщательно отбирать заемщиков. Но, как справедливо напомнил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, банки рассчитывают ставки, исходя из разных соображений, и даже качество заемщика здесь стоит не на первом месте.

Особенностью российских кредитных организаций является тот факт, что в силу особенностей нашей экономики большинство из них фондируется исключительно за счет привлечения вкладов, а для вкладчиков единственным определяющим фактором всегда была и остается ставка по депозитам. Другие же источники в нашей стране государство до сих пор так и не смогло вывести из зачаточного состояния, несмотря на многочисленные дорогостоящие "реформы", например, средства пенсионных фондов. Что касается главного источника - госсредств - он всегда был доступен по определению лишь немногим избранным.

Депозиты также не обойдены вниманием регуляторов - привлекать вклады стало гораздо сложнее, поскольку отзыв лицензий сразу у четырех крупных банков всего за месяц существенно снизил доверие граждан ко всей банковской системе. АСВ в совокупности придется выплатить около 100 млрд рублей, что составляет около половины ее фонда, а это уже вопрос общей финансовой устойчивости, который касается каждого из нас.

Что до перспектив, то они могут оказаться печальными для всей экономики. Как мы видим, потребление сейчас действительно осталось буквально последним драйвером экономического роста. Наблюдаемое уже в течение квартала замедление потребительского кредитования совпало с началом периода снижения темпов прироста экономики.

При отсутствии принципиальных экономических решений, существенного роста доходов населения, при очевидных проблемах в промышленном секторе - ожидаемые в этом году 1,5% роста станут пределом развития нашей экономики, которая еще далека от выхода на уровень стабильных мировых систем, давно живущих в подобных условиях.

Центробанку и Минфину многократно рекомендовали внимательнее изучить зарубежный опыт, который свидетельствует: административное ограничение ставок по кредитам нигде не идет на пользу ни потребителям, ни банкам, ни экономике в целом. Пока регуляторы не проявили желания учиться на чужих ошибках, вот только на их собственных, к сожалению, придется учиться всем нам.

Сергей Петраков, РБК

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
Топ-5 карьерных страхов. Как с ними бороться
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы