ФНС предупредила о риске утечки капитала при смягчении валютного контроля
Хотя в национальный план восстановления экономики вошло несколько предложений по либерализации валютного регулирования, радикально ослабить контроль было бы опасно, особенно во время экономического кризиса, заявил заместитель главы ФНС Дмитрий Вольвач на вебинаре РАНХиГС при поддержке Deloitte (РБК следил за трансляцией).
Правительство подготовило национальный план по восстановлению экономики стоимостью 5 трлн руб. Либерализации валютного контроля в плане посвящен отдельный раздел. Среди мер — переход от тотального контроля к проверке только сомнительных операций, отмена на год штрафов за невозврат валютной выручки, разрешение экспортерам осуществлять зачеты встречных требований. Отменить обязанность по репатриации валютной выручки предложено только по несырьевым неэнергетическим товарам. Отменить ограничения по валютному контролю нужно для всех компаний, считает руководитель центра компетенций и анализа стандартов Организации экономического сотрудничества и развития РАНХиГС Антонина Левашенко: «Все равны перед законом, и если отменять, то для всех».
Окончательные параметры плана должны утвердить во второй половине июня.
Риски бегства капитала
Как указал замглавы ФНС, при реализации нацплана «вопрос контроля за трансграничными операциями и за средствами, которые будут вливаться в поддержку отечественной экономики, — вопрос не праздный».
«В какой-то форме этот контроль, во всяком случае на период восстановления экономики, должен быть сохранен. Иначе получится странная логика: мы вливаем огромные суммы бюджетных средств в экономику, при этом убирая стены, окна и двери, а потом думаем: куда все делось, в финансовые системы каких стран эти средства перетекли совершенно бесконтрольно и беспрепятственно и где осели?» — выразил опасения Вольвач.
Кроме того, действующие ограничения поддерживают курс национальной валюты, добавил Вольвач. Так, устойчивость юаня «даже в пик кризиса, который в Китае наступил чуть раньше, чем у нас, в том числе была достигнута именно потому, что в Китае действуют очень жесткие и серьезные меры защиты национальной валюты и национальной экономики, и эти меры обеспечены не только банковским регулированием, но и валютным контролем», привел пример Вольвач: «Китаю удалось сделать свой юань резервной валютой (включен в корзину валют МВФ. — РБК) во многом за счет того, что был очень серьезно увеличен объем контролируемых внешних операций заимствований».
За последний год российское валютное законодательство уже смягчилось. В основном изменения коснулись граждан со счетами за рубежом. Так, с 1 января физлица могут без ограничений зачислять средства от нерезидентов на счета в странах — участницах Евразийского экономического союза или участницах автообмена финансовой информацией. Условия распространились на валютные операции после 1 января 2018 года.
Следующим этапом должна стать либерализация контроля за зарубежным счетами компаний, считает замглавы ФНС. По его словам, сейчас такая возможность обсуждается с замглавы Минфина Антоном Дроздовым. «Ограничений по зарубежным счетам быть не должно при условии, что эти счета прозрачны для ФНС», — уверен замглавы службы. «Если контроль за зарубежными счетами в первую очередь несет фискальную функцию, то давайте мы эту историю заберем в Налоговый кодекс, разгрузим законодательство о валютном регулировании и будем контролировать иностранные счета для целей налогового контроля — нам это совершенно комфортно и нормально. Если такой законопроект появится, мы его поддержим и примем участие в подготовке», — отметил Вольвач.
Сейчас информацией о счетах с Россией не обменивается Великобритания, а США никогда не присоединялись к автообмену. «Если страна не участвует в автообмене, то сам налогоплательщик должен раз в год подавать информацию о счете [в этой стране], остатках средств и движении средств по нему», — напомнил Вольвач.
Тормоз развития экспорта
Сейчас валютные ограничения используются для контроля за платежным балансом, противодействия отмыванию средств и нелегальным операциям, отметила директор по совершенствованию регулирования экспортной деятельности РЭЦ Екатерина Барвалина. По ее словам, высокий риск необоснованного привлечения к ответственности, вплоть до уголовной, за валютные нарушения иной раз удерживает компании от принятия решений о выходе на экспорт.
Многие компании отказываются выходить на экспорт, потому что боятся связываться с валютным контролем, согласна профессор РЭШ Наталья Волчкова. В то время как несырьевой экспорт всегда растет за счет выхода на рынок новых компаний и появления новых партнеров у уже действующих.
Из-за спада предложения и спроса после пандемии возрастет конкуренция на мировых рынках, в то время как «мы бьем своих, чтобы чужие боялись», иронизирует профессиональный банкир, специалист по торговому финансированию Дмитрий Лебедев.
Всемирная торговая организация в апреле спрогнозировала спад мировой торговли на 13–32% по результатам 2020 года. По прогнозу Минэкономразвития, в 2020 году экспорт из России сократится более чем в полтора раза (с $419 млрд до $268 млрд) и восстановится до докризисного уровня только в 2023 году. В первом квартале общий экспорт из России сократился на 14% по сравнению с первым кварталом предыдущего года.
Пандемия усилила проблемы
В условиях пандемии зарубежные заказчики не всегда успевают перевести оплату услуг в срок, который прописан в договоре, рассказали участвующие в вебинаре представители бизнеса. «Иногда доходит до абсурда: опоздание составляет один рабочий день, а компания автоматически попадает в нарушители валютного законодательства вплоть до уголовной ответственности», — рассказала главный бухгалтер разработчика программного обеспечения «Аурига» Наталья Моногарова.
Из-за этого бизнес вынужден заключать дополнительные соглашения и продлевать сроки поступления выручки по выставленным счетам. «Это отрицательно сказывается на рабочем капитале предприятий и создает искусственные ограничения для денежного потока в экономику», — рассказал руководитель группы платежей «Сибура» Олег Чернышев. Иногда выручка зависает в банках, и компании вынуждены брать кредиты на текущие нужды, рассказала директор по взаимодействию с госорганами ABBYY Ольга Минаева.
Отдельный «квест» — собрать от партнеров оригиналы документов с подписями и печатью, когда закрыты границы и почтовые службы работают с опозданием. «Приходит валютная выручка, но нет подтверждающих документов, и мы не можем зачислить средства на валютный счет», — рассказала Моногарова. «Вместо того чтобы заниматься коммерческой деятельностью, мы занимаемся контрольной, и внимания на клиентов не хватает», — подчеркнул замгендиректора по внешнеэкономическим операциям производителя телекоммуникационного оборудования T8 Александр Шелепин.
Если требование о репатриации валютной выручки не будет отменено полностью, компании предложили изменения, которые облегчили бы ведение бизнеса:
- изменить принцип репатриации валютной выручки: осуществлять репатриацию только после поступления валюты экспортеру;
- расширить перечень случаев, когда разрешено зачислять средства на счета в зарубежных банках;
- исключить контракты, по которым услуги оказываются исключительно за рубежом, из числа внешнеторговых;
- признать особый правовой статус иностранных филиалов компаний: исключить филиалы из перечня валютных резидентов РФ, в пилотном режиме отказаться от контроля репатриации валютной выручки высокотехнологичными компаниями, если у них есть иностранные представительства и расходы за рубежом;
- разрешить предоставлять не оригиналы документов, а файлы в электронном виде.
В первую очередь нужно отменить требование предоставлять оригиналы документов для ИТ-компаний, отреагировал замглавы ФНС: «Отчетность и внутренний учет этих компаний находятся на таком высоком уровне с точки зрения цифровизации, что для них представить любую информацию об их деятельности не составляет никаких проблем. Заставлять их дублировать это все на бумаге — это анахронизм, это не нужно».
«Наша главная цель — в принципе отменить репатриацию валютной выручки», — заявил замглавы Минфина Антон Дроздов. По его словам, в ближайшую неделю-две в Минфине пройдет совещание, «чтобы определиться, как мы поэтапно отменяем валютный контроль».