Каждой десятой иностранной компании отказали в российской аккредитации
С 1 января 2015 года был изменен порядок допуска иностранных компаний на российский рынок. Поправки коснулись закона «Об иностранных инвестициях в РФ»: теперь филиалы и представительства иностранных юридических лиц (за исключением компаний, работающих в области гражданской авиации и банков, которых аккредитуют Росавиация и ЦБ) должны получать аккредитацию в Федеральной налоговой службе (ФНС). Аккредитация стала бессрочной.
За период с 1 января 2015 года по 1 августа 2016 года за первичной аккредитацией обратилось в общей сложности более 2,6 тыс. иностранных компаний, а число решений об отказе за этот период составило 216, говорится в ответе ФНС на запрос РБК. Таким образом, более 8% компаний, желающих начать работать в России, получили отказ. С учетом филиалов и представительств, которые уже присутствовали в России и прошли переаккредитацию, на 1 августа успешно аккредитовались 5726 иностранных юрлиц. ФНС выдала в общей сложности 658 отказов, то есть более 10% компаний не смогли аккредитоваться, следует из данных ФНС.
До 2015 года общий реестр вела Государственная регистрационная палата при Минюсте, максимальный срок аккредитации филиала составлял от одного года до пяти лет, представительства — от года до трех. В течение 2014 года были аккредитованы 493 представительства и филиала иностранных юрлиц, продлены сроки аккредитации 113 представительствам и филиалам, и еще 74 представительства иностранных компаний, аккредитованных иными уполномоченными органами, были внесены в сводный госреестр аккредитованных представительств иностранных компаний, сообщил РБК представитель Минюста.
Данных об отказах за 2014 год нет, уточнил представитель ведомства. Сотрудник пресс-службы ФНС сказал, что налоговая не обладает статистикой по аккредитации до 1 января 2015 года. Руководитель отдела развития бизнеса BDO Unicon Outsourcing Татьяна Климанова и руководитель группы по аккредитации иностранных представительств юридической компании «Приоритет» Юлия Васильева утверждают, что до 1 января 2015 года компании не сталкивались с отказами.
Причины отказов
После того как был установлен новый порядок, «среди наших клиентов в итоге все успешно получили аккредитацию, но порядка 15–20% компаний проходили ее только со второго раза», рассказывает Климанова. После первой неудачной попытки компании получают список замечаний налоговых органов к подготовленному пакету документов, корректируют его и вторую аккредитацию проходят уже успешно. «Для повторной аккредитации необходимо снова внести и госпошлину в полном размере», — добавляет она.
Чтобы получить аккредитацию, компания обязана собрать пакет документов, а также заплатить пошлину 120 тыс. руб., следует из информации на сайте ФНС. Как поясняет представитель ФНС, основная причина для отказа — несоответствие предоставленных документов установленным правилам: либо не предоставлен полный пакет документов, либо он представлен с нарушением сроков, либо документы не соответствуют требованиям к их оформлению.
На практике налоговики отказывают по несущественным причинам, утверждает Васильева. Например, клиенту ее компании было отказано, потому что печать юрлица в документах была переведена с иностранного языка только один раз, а встречалась четыре раза. «Мы все исправили и еще раз подали документы, снова заплатив госпошлину 120 тыс. руб.», — уточняет она. «В данном случае компании столкнулись со слабым нормативным регулированием и достаточно жесткими требованиями. Слабое регулирование заключается в том, что в нормах права об аккредитации нет четких указаний на требования к оформлению документов. В законе об иностранных инвестициях говорится о том, что отказать в регистрации могут за содержание в документах недостоверной информации. Под этот пункт подводятся мелочи, которые ни на что не влияют», — утверждает она.
За аккредитацию отвечает Межрайонная инспекция ФНС России по Москве. Ее отказ можно обжаловать в вышестоящей инстанции. Но вышестоящие налоговые органы, как правило, поддерживают принятые решения и не отменяют отказ в аккредитации, поэтому остается обжалование в суде, говорит Климанова: «Судебные издержки, как правило, обходятся компаниям в разы дороже, чем пошлина за повторную аккредитацию», — добавляет она.
Основная проблема состоит в том, что правила аккредитации не учитывают особенности права других стран, которые определяют так называемый личный статут иностранного лица, говорит Игорь Шиков из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». В частности, в положениях закона об иностранных инвестициях РФ говорится исключительно об иностранных юридических лицах. Но в других странах участники предпринимательской деятельности могут иметь организационную форму, не предполагающую образование юридического лица. Например, коммандитное общество, созданное в Германии.
Он добавляет, что ведение деятельности через представительство или филиал не является распространенной формой ведения бизнеса — чаще всего для коммерческих целей создаются дочерние общества. Но и порядок аккредитации филиалов и представительств «может существенно осложнять выход иностранных компаний на российский рынок», добавляет он.