Экономика, 18 дек 2002, 21:21

Аукцион по "Славнефти" состоялся, но точку ставить рано

В среду в Москве состоялся долгожданный аукцион по продаже государственного пакета акций нефтегазовой компании "Славнефть". Приватизационная сделка, ставшая скандальной задолго до ее проведения, закончилась следующим результатом: 74,95% акций девятой по величине нефтяной компании России были проданы с молотка компании "Инвест-Ойл" всего за 1 млрд 860 млн долларов.
Читать в полной версии

Доказанные запасы "Славнефти" составляют 2,54 млрд баррелей нефти, уровень годовой добычи - 13,93 млн тонн (275 тысяч баррелей в день). Компания контролирует Ярославский и Менделеевский нефтеперерабатывающие заводы в России (их ежегодная производительность - 11,89 млн тонн или 235 тысяч баррелей в день) и Мозырьский нефтеперерабатывающий завод в Белоруссии.

Ощущение интриги вокруг предстоящего аукциона возникло еще в начале декабря, когда стало известно о том, что в аукционе намерена участвовать Китайская национальная нефтяная компания CNPC. Одновременно с этим от борьбы за "Славнефть" поочередно отказались несколько крупных российских компаний. А 16 декабря их примеру последовала и CNPC – по мнению аналитиков, не без давления со стороны российских госструктур.

Еще более громкий скандал разразился накануне дня продажи акций, а продолжился в день аукциона. Попытку принять в приватизации "Славнефти" предприняло ОАО "Роснефть", однако не самостоятельно (госкомпании не могут участвовать в приватизации), а через аффилированную структуру - ЗАО "Финанспрофит Эксперт". "Роснефть" официально подтвердила факт подачи заявки в Министерство по антимонопольной политике РФ, однако МАП заявило, что заявок от указанного ЗАО не поступало.

В дальнейшем ситуация становилась все более закрытой от общественности. Обещанных Российским фондом федерального имущества (РФФИ) списков участников аукциона 17 декабря никто не дождался, поэтому точное количество участников, а также названия компаний уточнялись вплоть до итоговой пресс-конференции. В результате выяснилось, что к участию в открытом аукционе были допущены семь компаний: "Эстерлинг", "Юниверсл", "Финтрейд", "Инвест-ойл", "Оптифор", "Трифтинис" и "Ариэн". При этом председатель РФФИ Владимир Малин отказался раскрыть журналистам сведения об учредителях данных компаний, сообщив лишь, что еще четыре организации, включая ОАО "ТНК", не были допущены к участию в аукционе. В качестве причины было объявлено, что накануне аукциона в фонд поступили исполнительные листы о возбуждении производственных дел в отношении компаний "ТНК", "Кольцо", "Промпроект" и "Финанспрофит Эксперт". Как рассказал первый заместитель председателя РФФИ Кирилл Томащук, исполнительные листы были выписаны Вторым межрайонным управлением службы судебных приставов г.Москвы на основании решений арбитражных судов Московской, Тюменской и Кемеровской областей и Волгограда. Представитель РФФИ также добавил, что в числе учредителей компаний-участниц аукциона не было ОАО "ТНК".

Таким образом, ЗАО "Финанспрофит Эксперт", аффилированное с "Роснефтью", было отстранено от участия в аукционе. Пресс-секретарь "Роснефти" Александр Степаненко сообщил РБК, что это было сделано вне рамок установленной процедуры, при том что "Финанспрофит Эксперт" был готов предложить за акции "Славнефти" 2,5 млрд долларов, и действия государственных структур привели к тому, что бюджет "вряд ли получит сумму, превышающую стартовую". Уже после аукциона "Роснефть" заявила, что намерена опротестовать в судебном порядке действия РФФИ, а также обратиться с заявлением в Генеральную прокуратуру РФ. В этой связи стоит отметить, что Счетная палата РФ ранее посчитала объявленную РФФИ стартовую цену – 1,7 млрд долларов - заниженной, предложив начинать торги с 2,5 млрд долларов. Реально же продать компанию можно было, по оценке Счетной палаты, за 3 млрд долларов и более. Однако исполнять рекомендации Счетной палаты в РФФИ не посчитали нужным, и условия аукциона изменены не были.

С учетом объявления правил с момента начала аукциона прошло примерно 8 минут. Непосредственно торги заняли не более четырех минут. За это время было сделано 9 шагов (шаг аукциона - 20 млн долларов), включая объявление стартовой цены - 1,7 млрд долларов. Наблюдатели полагали, что "Инвест-Ойл", объявленная победителем аукциона, связана с "Сибнефтью". Однако позднее стало ясно, что никакого соревнования между нефтяными компаниями вовсе не было. Сначала об этом сообщил неофициальный источник, затем сами "Сибнефть" и ТНК распространили официальное заявление о совместном участии в аукционе через "Инвест-Ойл".

Спустя несколько часов Министерство по антимонопольной политике РФ сообщило, что определило поведенческие условия для компании "Инвест-Ойл". В соответствии с п.1 ст. 18 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" МАП рассмотрело ходатайство данной компании на приобретение пакета акций "Славнефть" и установило, что данная сделка может привести к ограничению конкуренции на рынке переработки сырой нефти, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в Северо-Западном федеральном округе. На основании этого МАП приняло решение выдать предписание компании о совершении ряда действий, направленных на обеспечение конкуренции. Неисполнение предписания повлечет административную ответственность и явится основанием для признания сделки по приобретению акций "Славнефти" недействительной по иску антимонопольного органа.

По окончании аукциона официальные и неофициальные лица щедро комментировали его результаты. Чиновники были настроены благодушно. Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что Минфин РФ рассчитывал "именно на эту сумму". Министр, правда, выразил сожаление в связи с продажей госпакета компании по этой цене. Он также отметил, что аукцион был честным, и все правила его проведения были соблюдены. А председатель РФФИ Владимир Малин заявил, что аукцион прошел успешно: "эта сделка позволила обеспечить значительные поступления денежных средств в госбюджет". По мнению Владимира Малина, стоимость госпакета, за которую тот был реализован (1,86 млрд долларов), не очень значительно отличается от оценочной стоимости данного пакета (1,7 млрд долларов), что реально отражает состояние дел компании (хотя, если ориентироваться на потенциальный рост капитализации компании, то ее стоимость составит около 3 млрд долларов – об этой сумме ранее и говорили аудиторы Счетной палаты РФ).

Однако многие авторитетные российские политики и экономисты оказались не согласны с официальными лицами. Председатель Государственной думы РФ Геннадий Селезнев назвал итоги аукциона "провалом", поскольку акции "Славнефти" не следовало продавать менее чем за 2 млрд долларов . "Оказались правы те, кто говорил о том, что это розыгрыш, а не настоящий конкурс", - подчеркнул спикер.

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков также ожидал от аукциона "несколько лучшего результата для бюджета страны". По его мнению, отказ от борьбы многих крупных компаний привел к тому, что на аукционе не было необходимой конкуренции, а история с участием китайской компании "выглядит для России не очень здорово". "Если мы приглашаем участвовать в аукционе иностранные компании, нельзя по ходу менять правила игры", - заявил депутат.

В свою очередь, советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов уверен в том, что цена 74,95% акций "Славнефти" могла бы быть гораздо выше при условии более жесткой конкуренции, лучшей подготовке аукциона и более прозрачных условиях. Эффективность использования ресурса зависит от цены его продажи, таким образом, самыми неэффективными аукционами были ваучерные и залоговые, отметил экономист. По его словам, если бы стоимость продажи "Славнефти" была выше, то выиграло бы и государство, и российская экономика в целом.

Как бы то ни было, аукцион по продаже государственного пакета акций "Славнефти" состоялся, и итоги его известны. Однако ставить точку в деле приватизации компании пока рано: возможно, что у этого дела окажется длительная судебная перспектива.

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ