Экономика, 19 янв 2010, 12:46

Japan Airlines запустила процесс реструктуризации

Обремененная долгами японская авиакомпания Japan Airlines (JAL), в прошлом один из символов "экономического чуда" Японии, подала в суд заявление о признании ее банкротом. Об этом сообщила квазигосударственная корпорация Enterprise Turnaround Initiative Corp. (ETIC), ответственная за реструктуризацию проблемного авиаперевозчика, передает Reuters.
Читать в полной версии

Ранее сегодня это решение было формально одобрено на заседании совета директоров Japan Airlines, который также проголосовал за свою отставку в полном составе, сообщили японские СМИ.

Процедура банкротства Japan Airlines будет проходить в соответствии с Законом о реабилитации компаний - японским аналогом главы 11 Кодекса США о банкротстве. Это обеспечит Japan Airlines защиту от претензий кредиторов и позволит продолжать полеты во время реорганизации. "Правительство намерено продолжать поддержку JAL, чтобы обеспечить стабильное и безопасное продолжение ее операций", - заявил министр транспорта Японии Сэйдзи Маэхара.

План реструктуризации Japan Airlines предусматривает целый ряд радикальных мер. Персонал авиакомпании будет сокращен примерно на треть к марту 2013г., наполовину уменьшено количество дочерних компаний JAL, среди которых есть как небольшие региональные перевозчики, так и компании, занятые, например, в гостиничном и туристическом бизнесе.

Кроме того, как сообщила ETIC, акционерный капитал Japan Airlines будет сокращен на 100%, то есть акции компании пройдут делистинг с Токийской биржи, а инвесторы потеряют все средства в JAL. Что касается кредиторов, то крупнейшие из них будут вынуждены списать или реструктурировать долги JAL на 730 млрд иен (8 млрд долл.). Компания также получит бридж-кредиты от фонда ETIC и государственного Банка развития Японии на сумму 600 млрд иен (6,6 млрд долл.).

Борьба Japan Airlines за выживание с неопределенным исходом продолжалась несколько месяцев, котировки акций компании ушли в крутое пике и практически обесценились на фоне спекуляций о неизбежном банкротстве. По итогам сегодняшних торгов биржевая стоимость бумаг Japan Airlines составила 5 иен (0,06 долл.), и теперь вся компания оценивается лишь в 150 млн долл. - меньше, чем цена современного пассажирского авиалайнера. С начала января 2010г. рыночная капитализация JAL сократилась на 90%.

Japan Airlines была основана в 1951г. как государственная авиакомпания. В 1987г. JAL перешла в частные руки, однако вскоре стала жертвой рискованных инвестиций, растущих расходов на социальное обеспечение сотрудников и операционной модели, которая вынуждала компанию поддерживать неприбыльные внутренние маршруты.

Окончательный приговор японской авиакомпании подписал мировой финансовый кризис 2008г., в результате которого объем пассажирских перевозок упал, резко возросла стоимость заемных средств. По состоянию на ноябрь 2009г. долги Japan Airlines оценивались в 1,5 трлн иен (16,5 млрд долл.). За шесть месяцев по сентябрь 2009г. JAL понесла убытки на 1,5 млрд долл.

Воздушный флот Japan Airlines состоит из 279 самолетов, главным образом производства Boeing. Компания обслуживает 220 аэропортов более чем в 30 странах. В прошлом финансовом году Japan Airlines перевезла 11,7 млн пассажиров на международных направлениях и 41,2 млн пассажиров внутри страны.

Japan Airlines входит в международный альянс авиакомпаний Oneworld, однако может перейти в конкурирующее объединение SkyTeam, одним из участников которой является российский "Аэрофлот". Несмотря на колоссальные проблемы Japan Airlines, американские авиакомпании American Airlines и Delta Air Lines, представляющие соответственно Oneworld и SkyTeam, ведут напряженную борьбу за партнерство с JAL, поскольку рассчитывают таким образом укрепить свои позиции на японском рынке, а также воспользоваться присутствием JAL на перспективных азиатских рынках авиаперевозок.

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда