Экономика, 19 фев 2003, 18:18

Корпоративные шантажисты уронили кредитный рейтинг BP

На днях международное агентство Standard&Poor’s объявило о ряде рейтинговых решений в связи с заявлением английского нефтяного гиганта BP и акционеров ТНК-"Альфа-Груп" и Access Renova о планируемом объединении российских активов для создания третьей по величине в России нефтегазовой компании.
Читать в полной версии

В частности, долгосрочные кредитные рейтинги BP и связанных с ней структур, находящиеся на уровне "АА+", помещены в список CreditWatch с негативным прогнозом. При этом дальнейший анализ Standard&Poor’s будет, в основном, нацелен на выяснение следующих моментов: вклад новой компании в активы BP с учетом акционерной структуры новой компании, перспектив ее роста, а также разнообразных рисков, связанных с работой в России.

Среди последних эксперты особенно выделяют риски, связанные с участившимися случаями транснационального корпоративного шантажа крупных российских компаний за рубежом. Внимание аналитиков к этому фактору тем более обосновано, что вошедшая в альянс ТНК является давней мишенью международных шантажистов. Так, в феврале прошлого года на акционеров ТНК от имени канадской Norex Petroleum, которая с 2001 года борется с ТНК за контроль над компанией "Югранефть", в окружной суд Нью-Йорка был подан иск на сумму в $1,5 млрд, в котором ответчики, среди прочего, обвинялись в рэкете и отмывании денег.

На известие о создании российско-британского нефтегазового альянса Norex отреагировала официальным сообщением, в котором заявила, что "не намерена пасовать перед англо-американским авторитетом". По словам президента компании Фила Мерея, юристы Norex теперь думают, не распространить ли исковые требования еще и на BP. Таким образом, британская компания может стать очередной мишенью известного профессионала корпоративного шантажа - адвоката Брюса Маркса, стоящего за серией т.н. репутационных исков против российских компаний, в том числе, к ТНК, ЛУКОЙЛу, «Сибирскому алюминию», «Русскому алюминию» и МДМ-банку.

Эксперты выявили ряд индикаторов, присущих репутационным искам: крупная исковая сумма (от одного до пяти миллиардов долларов); масштабность и разнообразие, а зачастую и абсурдность обвинений, в том числе в преступлениях уголовного характера; обращение в американский суд (в США не предусмотрена ответственность за клевету со стороны истца); готовность пойти на мировое соглашение за крупные отступные.

Любопытно, что против российских компаний корпоративный шантажист Брюс Маркс работает в связке с российскими партнерами по бизнесу – возглавляемой адвокатом из Санкт-Петербурга Николаем Егоровым юридической фирмой «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Сам Николай Егоров, известный своим знакомством с Владимиром Путиным по совместной учебе и работе в Санкт-Петербурге, считается координатором российского направления в ряде транснациональных проектов в области корпоративного шантажа.

Следует отметить, что до сих пор ни одно из скандальных дел против российских компаний выиграно не было. В последний раз в октябре 2002 года Окружной суд Денвера (США, штат Колорадо) отказал Марксу в удовлетворении иска, поданного от имени компании «Архангел Даймонд Корпорэйшн» к ЛУКОЙЛУ и его дочерней структуре «Архангельскгеолдобыча».

Вместе с тем, эксперты отмечают, что новый всплеск активности корпоративных шантажистов способен не только осложнить будущее новообразованному российско-британскому альянсу, но ставит под угрозу инвестиционные ожидания России в целом: действие транснационального корпоративного шантажа как неконтролируемого фактора делает во многом лишенными смысла дискуссии о путях повышения инвестиционной привлекательности российской экономики.

Аналитический отдел РБК

Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года