Минтранс не будет финансировать строительство новых автодорог
По его словам, инвестиции в размере 16 млрд руб., которые выделены в 2005г. на поддержание состояния автодорог, планируется увеличить до 44 млрд руб. При этом рост инвестиций будет осуществлен за счет сокращения программы финансирования строительства новых автодорог.
Министр подчеркнул, что это не означает прекращение строительства всех новых автомобильных трасс. "Мы продолжим строительство новых автодорог, которые будут являться частью международных транспортных коридоров. Для строительства других новых дорог в федеральном бюджете пока денег нет", - отметил И.Левитин.
Кроме того, министр сообщил, что практически завершено технико-экономическое обоснование по четырем основным проектам создания платных автодорог в России, "дальнейшие действия зависят от сроков принятия закона о концессиях". Если этот закон не будет принят до конца года, что, по оценке министра, маловероятно, то данные проекты будут реализовываться по механизму открытых акционерных обществ.
Однако, как сообщил РБК осведомленный источник, во втором полугодии 2005г. из федерального бюджета на строительство новых дорог и реконструкцию уже существующих будет дополнительно выделено, по прогнозу, от 10 до 20 млрд руб. По словам источника, именно эти средства будут направлены на программу реконструкции дорог. При этом сокращения строительства новых дорог в текущем году не будет.
Следует отметить, что в России за последние пять лет объемы ввода в эксплуатацию построенных и реконструированных автомобильных дорог упали в 4 раза - с 7 тыс. км в 2000г. до 1 тыс. 750 км в 2004г. При ежегодном росте ВВП на уровне 7% должно каждый год вводиться 17 тыс. км новых дорог. В настоящее время, строится в 10 раз меньше.
Объемы ремонтных работ за последние пять лет также снизились - вдвое. В отдельных регионах происходит разрушение существующей дорожной сети. За 5 лет дорожная отрасль недополучила около 70 млрд руб. Так, доля расходов на дорожное хозяйство субъектов Российской Федерации снизилась с 29% в 2000г. до 9,1% в 2004г. Доля автомобильных дорог, соответствующих требованиям безопасности, составляет сейчас лишь 24%.
В целом более 60% федеральных и около 75% территориальных дорог России не соответствуют нормативно-техническим требованиям. Более 27% федеральных магистралей работают в режиме хронической перегрузки. Особенно это касается московского и петербургского транспортных узлов.
Выступая на пресс-конференции, И.Левитин коснулся также других проблем, в частности, он заявил, что Минтранс выступает за обязательную сертификацию автомобилей иностранного производства при ввозе в Россию. По словам министра, необходимо ввести так называемые "сертификаты типа" при ввозе автомобилей в Россию. И.Левитин отметил, что данная практика сейчас распространена при ввозе иностранных самолетов в РФ. При этом, подчеркнул И.Левитин, "сертификат типа" на автомобиль не означает сертификацию каждого ввозимого автомобиля, а предполагает лишь сертифицирование типа каждой модели, ввозимой в Россию.
Кроме того, министр отметил, что на Европейской комиссии министров транспорта (ЕКМТ) Россия будет обсуждать четыре группы вопросов. К первой группе вопросов отнесены так называемые евроазиатские связи (международные транспортные коридоры, инвестиции в увеличение объема перевозок по ним); ко второй группе - вопросы автомобильного транспорта (международные автомобильные перевозки), к третьей - ход реформы железнодорожного транспорта, к четвертой - будущие направления деятельности ЕКМТ.
Министр особо подчеркнул проблемы с международными автомобильными перевозками, в результате которых Россия теряет свою долю на данном рынке. "С учетом предстоящего вступления РФ во Всемирную торговую организацию мы можем потерять рынок автомобильных перевозок, если не предпримем серьезных шагов", - подчеркнул он. Говоря об авиакомпаниях, министр подчеркнул, что после вступления России в ВТО среди них прогнозируется рост конкуренции, прежде всего внутри России.