Экономика, 19 июн 2007, 22:57

Текстильная промышленность в РФ сдает позиции

Рост текстильной и швейной промышленности в РФ в январе – апреле 2007г. составил 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006г., сообщают в Минпромэнерго. При этом стоимостные объемы импорта текстильных изделий и обуви увеличились за этот же период 2007г. по сравнению с январем – апрелем 2006г. на 73,5% (данные ФТС).
Читать в полной версии

Очевидно, наметившийся подъем в отрасли, как и растущий импорт, связан с ростом потребления товаров легкой промышленности: если в 2000г. рынок оценивался на уровне 8 млрд долларов, то в 2005г. – уже в 35, а в 2006г. – в 55 млрд долларов. Емкость потребительского рынка для текстильной промышленности в России в 2,5 раза выше, чем, например, для автомобилестроения, подсчитали эксперты.

Однако выигрывают от этого, по большому счету, импортеры. Хотя инвестиции в отрасль сегодня даже превышают уровень поддержки текстпрома в 80-х гг. (в масштабах 15 республик СССР) – 240 млн долларов в год против 200 млн – в некоторых сегментах (например, одежда) отмечается почти 100-процентное замещение отечественной продукции импортом (преуспевают отечественные текстильщики только в производстве униформы и домашнего текстиля, где рост производства доходит и до 50%).

"На сегодняшний день российские предприятия обеспечивают лишь порядка 17-18% рынка, – заявил в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" президент Ассоциации текстильной и легкой промышленности "Восток-сервис" Владимир Головнев. – Прессинг со стороны Юго-Восточной Азии просто колоссальный, и мы понимаем, что российский текстиль выживет только в рамках крупных холдингов". Необходимость слияний и поглощений в отрасли эксперт мотивирует широкими возможностями холдингов, как по мониторингу рынка, так и по более качественному структурированию инвестиций.

"Структура инвестирования должна меняться, – соглашается председатель совета директоров текстильного объединения "Монолит" Сергей Лукьянов. – Нужно вкладываться не в оборотные активы, а в технологичное переоснащение, создание сбытовых технологий, бреднирование товара и НИОКР". Высокий износ без того морально устаревшего оборудования действительно остается главной проблемой легпрома. По данным Росстата, ежегодное обновление парка машин и оборудования не превышает 3-4% (когда в технологически развитых странах – 14-16%).

Но если в отношении импорта оборудования правительство пошло бизнесу навстречу, обнулив в 2006г. таможенные пошлины на его ввоз, то в отношении сырья (оно также импортируется) высокие пошлины по-прежнему сохраняются, притом что хлопок в принципе в России не растет, а все программы по развитию льноводства застопориваются в силу критического положения на селе. "Наш конек – нефтехимия: вискоза, полиэфиры, полиамиды, – говорит С.Лукьянов, – но вместо того чтобы производить их в России, синтетические волокна тоже завозятся из-за рубежа".

Высокие пошлины и отсутствие "длинных денег" на логистические разработки приводят, по сути, к тому, что ежегодно российский текстпром сдает позиции по спортивной, детской, зимней одежде и т.д. При этом стоимость рабочей силы в России не дороже, чем в Китае, – подчеркивают участники рынка, – и шьют российские ткачи не хуже китайских (многие фабрики, например, работают на экспорт). Однако импорт побеждает. В связи с чем многие, кстати, настаивают на введении заградительных пошлин на импорт готовой продукции.

"Восстановить позиции в ближайшие годы едва ли представляется возможным, – говорит председатель совета директоров компании "Ай-Текс" Александр Акишин. – Европейские и американские компании давно уже перенесли производство со своих территорий. А мы не то что не перенесли его, – мы просто его утратили. Физически заново воспроизводить предприятия, наверное, лишено смысла".

К слову, тенденция переноса производства за рубеж все же дает о себе знать и в российской текстильной отрасли. Например, ОАО "Волжская текстильная компания" (ОАО "ВТК", Чебоксары, входит в "Группу САВВА", г.Москва) планирует до 2010г. инвестировать 100 млн долл. в проект создания собственных производственных мощностей в Узбекистане.

Остается добавить, что, по мнению многих, растущая зависимость России от импорта готовой текстильной продукции и сырья для ее производства, угрожает безопасности страны. В этом смысле красноречивым примером может служить казус из истории наполеоновской Франции, когда в ответ на объявление войны Египту, Египет, в частности, прекратил поставки хлопка во Францию – в результате французских солдат не во что было одеть. С другой стороны, ткани для армий НАТО сегодня также производятся в Юго-Восточной Азии, так что растущая зависимость от азиатского хлопка – общая "беда" для всего мира.

Отметим, в текстильной промышленности РФ сегодня трудоустроены порядка 500 тысяч человек (в СССР около 3 млн), средняя зарплата в отрасли – 7,5 тысяч рублей.

Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент