Ространснадзор остановил эксплуатацию полувагонов на тележках Motion Control
По словам начальника управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Сергея Гончарова, предписание Ространснадзора поступило в госмонополию вчера. "Сегодня (полувагоны на тележках Motion Control. - Примеч. РБК) будут отставлены от движения для того, чтобы провести общий комиссионный осмотр. Необходимо осмотреть их, обмерить, чтобы сделать какие-то выводы", - сказал он. Решения по поводу дальнейшей эксплуатации будут приниматься после изучения их состояния комиссией.
Как стало известно РБК, по заключению специальной комиссии на основании проведенного представителями ОАО "РЖД" контрольного осмотра в конструкции тележек Motion Control были обнаружены изломы и в два раза завышены нормативные износы основных элементов. Такие дефекты, по мнению экспертов, свидетельствуют о том, что заявленный ресурс тележки MotionControl в 500 тыс. км не будет выдержан и вероятно потребует пересмотра, и в итоге могут повлиять не только на безопасность движения, но и привести к более серьезным последствиям.
Как объяснила руководитель специализации "Вагоностроение", д.т.н., профессор Петербургского государственного университета путей сообщения Анна Орлова, "обнаруженные у тележки MotionControl дефекты, при определенном стечении неблагоприятных обстоятельств, могут сказаться на организации перевозочного процесса. Излом чаши подпятника может привести к отсоединению тележки от кузова вагона на сортировочной горке". "Если же у тележки случится излом боковой рамы, это уже однозначно может стать причиной схода поезда, полной остановки движения, не исключая гибели людей. Такой же результат можно получить и при износе колпаков скользуна, например, если порожний вагон находится в движении", - добавила эксперт.
Конструкция вагонов ЗАО "Промтрактор-Вагон" не соответствует действующему стандарту: высота от рельса до подпятника надрессорной балки вагона на базе тележки MotionControl выше, чем у существующих вагонов. В связи с этим могут возникнуть сложности со сцепкой обычных российских вагонов с американскими. Как сообщил профессор кафедры "Вагоны и вагонное хозяйство" МИИТа Петр Анисимов, у наших вагонов это расстояние обычно около 811-815 мм, у американских оно может быть под 900 мм. Сцепить такие вагоны, конечно, в теории можно, "однако в условиях реальной эксплуатации вагоны могут расцепиться как на кривой, так и на прямом участке пути". "Я всегда говорил, что нельзя слепо переносить разработки с железных дорог, условия эксплуатации которых совершенно другие", - добавил Петр Анисимов. По его словам, американские тележки могут быть непривычны не только к резким перепадам температуры, но и к состоянию пути, который зачастую нуждается в серьезном ремонте.
По мнению главы агентства Infranews Алексея Безбородова, совместная продукция AmstedRail и российского предприятия ЗАО "Промтрактор-Вагон" в ближайшее время вряд ли займет значительную долю рынка. "Занять сколь-либо значительную долю российского рынка не позволят довольно ограниченные мощности "Промтрактор-Вагона". По словам А.Безбородова, однозначно можно сказать лишь, что в ближайшее время ждать экспансии российско-американской тележки на российском рынке не стоит.
По официальной статистике ОАО "РЖД" с начала 2012г. на железнодорожной сети произошло 16 сходов порожних вагонов, большая половина из которых связана с неудовлетворительной работой грузовых тележек. Один из последних случаев стал сход 10 декабря крытого грузового вагона на станции Таргиз Восточно-Сибирской железной дороги по причине излома боковой рамы производства ОАО "Алтайвагон", в результате чего РЖД выдала рекомендацию собственникам подвижного состава ограничить выход на инфраструктуру вагонов, на которых установлены потенциально-опасные боковые рамы.