Экономика, 20 янв 2005, 07:07

Неудачи монетизации будут стоить правительству 105 млрд рублей

Правительство сдалось под натиском митингов и демонстраций пенсионеров, охвативших значительную часть территории России. Корректировка федерального закона о монетизации льгот будет стоить федеральному правительству дополнительных 105 млрд рублей, сообщает издание "Время Новостей".
Читать в полной версии

Как заявил 19 января на селекторном совещании в Пенсионном фонде России министр финансов Алексей Кудрин, 90-100 млрд руб. придется потратить на незапланированное в бюджете повышение пенсий на 200-240 руб. с 1 марта и еще 5 млрд - на оплату проезда федеральных льготников в городском и пригородном транспорте.

Причем пока не известно о том, сколько будет стоить дотирование проезда на транспорте регионам. И какая им понадобится помощь центра, чтобы успокоить не только региональных льготников, но и простых пенсионеров со студентами, которые в некоторых регионах России до сей поры тоже ездили в городском транспорте бесплатно.

Напомним, что кроме этих финансовых вливаний правительство пошло на уступки в отношении самого болезненного на нынешний момент вопроса в законе – отмены бесплатного проезда в общественном транспорте.

Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов заявил, что правительство придумало проект типового соглашения, где определен порядок и условия предоставления единого социального проездного билета на все виды городского и пригородного транспорта. Подобное соглашение должны заключать между собой территории и центр для того, чтобы уравнять в отношении проезда федеральных и региональных льготников.

Аксиомой для региональных властей должно стать то, что стоимость единого социального проездного не может превышать стоимости компенсации за него, а разницу между реальной и льготной стоимостью билета, будет погашать региональный бюджет за региональных льготников, и федеральный - за федеральных. Иными словами, дотации государства транспортникам остаются.

Кстати, подобное соглашение уже заключили Москва и Московская область. Проект документа, регламентирующего взаимное предоставление льготникам Москвы и области бесплатного проезда в общественном транспорте, был одобрен представителями обеих администраций и отправлен на согласование в Министерство финансов РФ. Ожидается, что подмосковные льготники вновь смогут бесплатно ездить в общественном транспорте столицы уже в конце этой недели.

При этом в администрации Подмосковья подчеркивают, что в документе оговорено право на бесплатный проезд для московских льготников на всех видах общественного транспорта Подмосковья, включая и коммерческие маршруты. А как утверждают в московской мэрии, удалось разрешить даже вопрос об условиях проезда пенсионеров и льготников Подмосковья в московском метрополитене. Убытки от проезда в подземке этой категории граждан будет компенсироваться федеральным бюджетом, причем добро на это дал сам глава Минфина Алексей Кудрин. Для проезда в метро, льготникам области станут выдавать специальный билет, позволяющий вести точный учет их поездок.

Характерно, что закон о монетизации льгот попал под огонь критики не только политиков но и бизнесменов. Так, вчера Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил с заявлением касательно исполнения данного закона, в котором говорилось, что РСПП "выражает серьезную обеспокоенность неумелыми действиями ряда органов исполнительной власти всех уровней по осуществлению этой и других либеральных реформ"."РСПП считает, что бездействие соответствующих органов власти в центре и на местах должно быть подвергнуто строгой оценке".

Впрочем, правительство не критикует сейчас только ленивый. Так, на "круглом столе" Вольного экономического общества многие ученые сошлись во мнении, что нынешняя политика властей губительна для страны. С их точки зрения, задуманная правительством реформа льгот делает самых бедных еще беднее. А это для России недопустимо, поскольку и так столь сильной дифференциации между бедными и богатыми, как в нашей стране, нет ни в одном государстве мира, приводит мнение ученых всё то же "Время Новостей".

По словам руководителя секции экономики отделения общественных наук РАН Дмитрия Львова, сегодня разрыв между доходами самых богатых и самых бедных достигает 92 раз. "Такой разрыв - уникальное явление, которого еще не знала история. Нет другой страны, которая бы имела столь дифференцированную динамику доходов". При этом по оценке академика, за последние десять лет совокупный доход вырос только у 1,5% богатейших людей страны. Доходы всей остальной части населения сократились.

Кроме того, налицо гигантская дифференциация по регионам - по уровню валового регионального продукта разница в 2003 году между богатыми нефтяными провинциями, и, например, Ингушетией, достигала 64 раз. Эти исследования привели Дмитрия Львова к выводу, что единой России сегодня просто не существует: есть "богатая" Россия (15% населения) и Россия "бедная" (85%), и между этими двумя Россиями разительное несоответствие, которое рано или поздно может привести к небывалому социальному взрыву, сравнимому лишь с 1917 годом.

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу