Экономика, 20 янв 2012, 10:27

Авторынок РФ: "российские" иномарки теснят АВТОВАЗ

Минувший год был как никогда тяжелым для мировой автомобильной промышленности. Сначала мощнейшее землетрясение и цунами в Японии остановили заводы мировых лидеров автопрома, затем наводнения в Таиланде нарушили цепочки поставок автокомпонентов.
Читать в полной версии
Фото: РБК

К природным катастрофам добавился кризис еврозоны, где на фоне экономических трудностей продажи автомобилей продолжили активное падение (в Италии, к примеру, авторынок "ужался" более чем на 20%), что в том числе привело к окончательному банкротству шведского Saab, который так и не смог выкарабкаться из финансовой пропасти.

На этом фоне российский рынок выглядел просто-таки тихой гаванью. Несмотря на все потрясения мировой экономики, он стал самым быстрорастущим в мире: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), автомобильный рынок России в 2011г. вырос на 39%. Для сравнения: второй по темпам роста стала Германия - всего 11%, тройку лидеров замкнули США (+9%). Однако здесь необходимо сказать, что, несмотря на более уверенную динамику роста, в физическом выражении российский автомобильный рынок все еще значительно уступает рынкам Германии и США.

Головокружение от успехов

Другое дело, что причины такой умопомрачительной динамики отечественного рынка достаточно поверхностны и обладают краткосрочным эффектом. Автопроизводители единодушны: позитивный тренд во многом связан с господдержкой и не в последнюю очередь - с программой по утилизации автомобилей. Но не автохламом единым жив автопром! Оглашая весь список, необходимо отметить среди прочих факторов, повлиявших на улучшение показателей авторынка в стране, доступные кредитные программы.

Помимо этого руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PriceWaterhouseCoopers Стенли Рут отчасти объясняет столь значительный рост эффектом низкой базы I квартала 2010г. (эффект низкой базы возникает, когда сравнение проводится для значительно различающихся баз, в данном случае - низких продаж I квартала 2010г. с относительно высокими I квартала 2011г.). При этом данные II и III кварталов 2011г. свидетельствуют о замедлении темпов роста, что во многом связано с исчерпанием эффекта низкой базы, отмечают в PwC.

Кроме того, необходимо отметить, что рынок 2011г. в сравнении с двумя предыдущими кризисными годами в любом случае будет выглядеть выигрышно. Однако, если сравнивать успехи ушедшего года с докризисным 2008г., то станет понятно, что отрасль еще не вернулась на прежние объемы продаж (2,5 млн проданных автомобилей в 2011г. против 2,8 млн в 2008г.).

"Рост сегмента российских брендов стал возможен в первую очередь благодаря программе утилизации, но в то же время стоит отметить, что их рыночная доля снижается", - поясняет аналитик PwC. И действительно, в первую очередь программа утилизации была направлена на поддержку отечественного автопрома, и свой эффект она дала: в краткие сроки продажи автомобилей отечественных марок выросли. Теперь же, когда программа завершилась, логика бизнеса говорит о том, что следует ожидать спада.

И он последует, но в АВТОВАЗе его не боятся: "Для нас это прежде всего означает снижение динамики продаж устаревшего и наиболее дешевого семейства Lada-2107, которое преимущественно продавалось по программе утилизации - почти половина всех проданных по программе машин и три четверти от всех реализованных автомобилей семейства". При этом в Тольятти подчеркивают, что обвального падения не последовало, а к снижению компания была подготовлена. "По итогам ноября завод продал 42 тыс. машин, показав снижение на 17%, а за 11 месяцев 2011г. совокупные продажи Lada выросли на 13%, до 535,2 тыс. машин. Мы рассчитываем удержать текущую долю рынка за счет вывода на рынок Lada Granta и универсала повышенной вместимости Lada Largus".

Самым же динамичным сегментом российского рынка стали иномарки отечественной сборки. "Из-за активного роста внутреннего производства иномарок рост их продаж составил 70% в количественном выражении и 99% - в денежном", - отмечает Стенли Рут. И действительно, "российских" иномарок за девять месяцев 2011г. было продано почти в 1,5 раза больше, чем продукции отечественного автопрома: 730 тыс. автомобилей против 465 тыс. соответственно.

Что касается непосредственных итогов 2011г., то все автопроизводители рапортуют об ушедшем годе как о рекордном. Весь год на отечественном рынке доминировали автомобили отечественного АВТОВАЗа, и итог показателен: за год в России было продано 578 тыс. 387 автомобилей Lada, самой продаваемой стала Lada Kalina с показателем в 142 тыс. 930 штук. Нужно заметить, что из пяти самых популярных "железных коней" - четыре с эмблемой тольяттинского автозавода, а из первой десятки девять произведены на территории нашей страны.

Пятерку лидеров общего рейтинга замкнул Hyundai Solaris, продажи которого буквально взлетели: с начала реализации в феврале 2011г. было продано 97 тыс. 243 автомобиля, а очередь на российского "корейца" уже растянулась на четыре месяца (в 2010г. в этой номинации лидировала марка Chevrolet). Таким образом, Solaris оказался единственным автомобилем с иностранным брендом, вошедшим в пятерку лидеров продаж по итогам 2011г., и соответственно самым продаваемым автомобилем, не носящим российского имени. Кстати, надо сказать в этой связи, что вопреки привычному скепсису, вазовская новинка Lada Granta тоже не ударила в грязь лицом. Производство Granta было запущено осенью 2011г., уже к концу года очередь на нее выросла до трех месяцев, а руководство завода даже приостановило прием заявок на новый автомобиль.

Серебро, среди иностранных производителей, досталось немецкому Volkswagen с 228 тыс. 799 автомобилями, причем прирост составил 74%, а продажи легковых машин и вовсе удвоились и составили 118 тыс. автомобилей.

Американская General Motors со своим брендом Chevrolet заняла третье место на российском рынке: 173 тыс. 484 проданных автомобиля (прирост на 49% по сравнению с 2010г.), причем и здесь не обошлось без "наших" - наибольшей популярностью среди модельного ряда пользовалась Chevrolet Niva (54 тыс. 425 проданных машин в 2011г.).

Что касается сегмента легких коммерческих автомобилей, то крупнейший российский производитель LCV - группа ГАЗ - завершил 2011г. с результатом в 89 тыс. 766 автомобилей, увеличив продажи по сравнению с 2010г. на 26%.

Новые имена

Помимо упомянутых Lada Granta и Hyundai Solaris, в 2011г. в России было запущено производство еще нескольких иномарок, среди которых - Renault Duster и Renault Fluence. В конце 2010г. и в 2011г. группа ГАЗ подписала соглашения о контрактной сборке с компаниями Volkswagen, General Motors и Daimler. Эти соглашения предполагают организацию производства легковых автомобилей Skoda Octavia, Skoda Yeti, Volkswagen Jetta, Chevrolet Aveo, уже начавших сходить с конвейера, и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter, начало производства которых запланировано на 2012г., на мощностях Горьковского автозавода.

Несмотря на тень конца света, который предрекает нам календарь майя, автопроизводители и не думают опускать руки: 2012г. обещает нам начало производства нескольких новых моделей. АВТОВАЗ готовит уже упомянутый универсал Lada Largus, производство которого планируется запустить в феврале 2012г., а также проведет "фейслифтинг" Lada Kalina, которую проверил "в деле" лично Владимир Путин на трассе Чита - Хабаровск.

В конце 2012г. совместно с альянсом Renault-Nissan российский автоконцерн начнет производство бюджетного седана Nissan Bluebird. Планируется, что с конвейера будет сходить 70 тыс. автомобилей в год. А главное - 2012г. может стать вехой в истории российского автопрома: в Тольятти решили осуществить давние мечты российских автолюбителей и запустить производство Lada Kalina и Lada Granta с автоматической коробкой переключения передач! До сих пор российские автомобили с "автоматом" не выпускались.

Концерн Sollers на своем заводе во Владивостоке начнет в 2012г. производство пикапа Actyon Sports, а также новой версии кроссовера New Actyon с двухлитровым бензиновым двигателем (сейчас этот автомобиль предлагается с двумя версиями дизеля: мощностью 175 л.с. и 149 л.с.). Кроме того, в планах Sollers - партнерство с Mitsui и Mazda. "Совместно с Mitsui мы планируем запустить производство Toyota Land Cruiser на Дальнем Востоке. В 2012г. в рамках договоренностей с нашими партнерами мы планируем конкретизировать детали проектов и приступить к их совместной реализации", - говорит заместитель генерального директора российской компании Николай Соболев. Не забросят и уже зарекомендовавшие себя модели: обновления коснутся лидеров продаж бренда УАЗ - UAZ Patriot и UAZ Pickup.

Группа ГАЗ также намерена обновить свой модельный ряд. "Мы ведем подготовку производства нового поколения легких коммерческих автомобилей "Газель NEXT". В 2012г. мы планируем выпустить опытную партию новых автомобилей для тестовой эксплуатации у наших потребителей. Новая линейка дополнит существующий модельный ряд "Газель БИЗНЕС" для удовлетворения различных запросов клиентов. Также будет осуществляться модернизация модельного ряда среднетоннажных автомобилей", - сообщили в компании.

Новая картина мира

16 декабря 2011г. произошло событие, которого одни ждали, а другие боялись 18 лет: на министерской конференции Всемирной торговой организации было одобрено вступление России в ВТО. Можно долго рассуждать о том, чего больше принесет нашей стране этот шаг - вреда или пользы, спорить о готовности промышленности к открытию рынка для товаров западного производства и обострению конкуренции. Однако факт остается фактом - Россия наконец-то полноправно выходит на рынок международной торговли. Другое дело, что процесс интеграции в ВТО займет не один день и эффект от нее российская экономика сможет ощутить далеко не сразу.

В течение первого года с момента "захода" в ВТО пошлины на импортные автомобили снижаться не будут: по условиям присоединения, для легковых авто предусмотрен семилетний переходный период. На первый взгляд, интеграционный период довольно долгий, но не для нашего автопрома, который смог выкарабкаться из экономического кризиса сугубо за счет господдержки и государственного же заказа.

Однако отечественные производители, в частности АВТОВАЗ, не страшатся снижения пошлин на иномарки и утверждают, что за переходный период смогут вывести на рынок новые, конкурентоспособные, модели. Sollers уверен в своих силах: "Мы имеем в своем бренд-портфеле достаточно конкурентоспособные продукты в своих сегментах, кроме того, проекты компании либо уже локализованы, либо предполагают активное развитие локализации в ближайшие несколько лет. Поэтому мы полагаем, что в должной степени готовы принять вызовы, стоящие перед нами при вступлении России в ВТО", - говорит Н.Соболев.

В ГАЗ также спокойно принимают вызов внешней среды: "Для нас это стимул к еще более активному развитию с использованием наших конкурентных преимуществ. С другой стороны, мы надеемся, что вступление в ВТО может дать положительный эффект с точки зрения расширения возможностей экспортных продаж. Новые модели легких коммерческих автомобилей, автобусов и грузовиков ГАЗ проектируются с учетом требований экспортных рынков, на которых мы планируем расширять свое присутствие", - говорит представитель ГАЗ Наталья Анисимова.

При этом в стане иностранных автопроизводителей пока не сформировалось уверенного понимания того, насколько вступление России в ВТО окажется благотворным для роста продаж их продукции. Например, в Nissan пока не готовы оценить перспективы деятельности в условиях более свободного рынка: "Мы пока не получили окончательной детальной информации о том, что будет происходить с таможенными пошлинами в связи со вступлением России в ВТО, поэтому прогнозы делать пока преждевременно".

Перспективы

Если говорить не о долгосрочной перспективе, а о прогнозах на 2012г., то эксперты несколько расходятся в своих предсказаниях, в целом выражая осторожный оптимизм. Все согласны, что положительная тенденция 2011г. сохранится, однако рост существенно замедлится. Это станет следствием исчерпания эффекта низкой базы, закрытия программы утилизации и льготного кредитования.

Так, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Дэвид Томас прогнозирует продажи легковых автомобилей в РФ на уровне 2,8 млн шт. "Очевидно, что ситуация на мировых финансовых рынках окажет определенное влияние на развитие автоиндустрии в РФ. Тем не менее в России свою роль сыграют такие факторы, как недостаточное количество личных автомобилей в собственности, высокие показатели устаревшей техники, значительный потенциал и инвестиционная активность регионов РФ", - говорит он.

"Мы сможем воспользоваться данными преимуществами, если покупатели получат постоянный доступ к источникам финансирования, а ретейлерам и производителям будет обеспечен благоприятный инвестиционный климат. В случае соблюдения этих условий, рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ может показать докризисные темпы роста", - считает эксперт.

Подводя итог, можно сказать, что перспективы автомобильного рынка в России остаются по-прежнему хорошими. Однако реализация планов мировых и отечественных автопроизводителей по увеличению объемов продаж на нашем рынке во многом будет определяться влиянием внешних экономических факторов, главный из которых - доступность ликвидности для конечных потребителей.

Другими словами, если все-таки пугающие экономические прогнозы не сбудутся и соседняя нам Европа сумеет пройти сквозь девятибалльный финансовый шторм, в котором она оказалась, а также в наступившем году мы не увидим каких-либо новых негативных макроэкономических и политических факторов, то в России продолжат покупать автомобили.

Олег Болашев

Pro
Хайп или тренд: что 10 лет назад обнадежило маркетологов, но не взлетело
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Подавленные чувства приводят к депрессии: как выйти из лабиринта эмоций
Pro
Где работать продакту, чтобы получать ₽300 тыс.: корпорация или стартап
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям