«Дело ЮКОСа», 20 янв 2015, 00:57

Рост госбумаг США позволит России сэкономить $360 млн по иску ЮКОСа

Стало окончательно известно, по какой ставке будут начисляться штрафные проценты России по решению Гаагского суда в пользу бывших акционеров ЮКОСа, – 1,77% годовых. Это значит, что за первый год неисполнения решения суда (Россия платить не собирается) набежит $886,5 млн неустойки. Это много, но значительно меньше, чем если бы штрафная ставка определялась на дату решения суда, которое было полгода назад. За это время доходность 10-летних казначейских облигаций США – именно к ней был привязан штрафной процент – упала почти на треть
Читать в полной версии
(Фото: АР)

18 июля 2014 года Постоянная палата третейского суда в Гааге после многолетнего процесса вынесла вердикт по иску бывших акционеров ЮКОСа, обязав Российскую Федерацию выплатить истцам $50,086 млрд – $50,02 млрд компенсации за развал компании плюс $65 млн судебных издержек. Суд дал России 180 дней на выплату, постановив начислять процент в пользу истцов начиная с 15 января 2015 года. Россия не выплатила присужденную акционерам ЮКОСа сумму, на прошлой неделе проценты начали начисляться. Москва оспаривает гаагский вердикт.

Ставка должна быть определена исходя из доходности 10-летних казначейских бумаг США по состоянию на 15 января, постановил суд. Как следовало из текста решения, суд ориентируется на ежедневные данные по процентным ставкам, публикуемые Федеральной резервной системой США. На 15 января 2015 года доходность 10-летних treasuries составила 1,77%, согласно данным ФРС. Представитель GML, холдинговой компании бывших акционеров ЮКОСа, Кейр Фергюсон подтвердил, что штрафной процент начисляется по ставке 1,77%.

Международные договоры не дают четких ориентиров по вопросу того, как начислять проценты в юридических спорах, подобных спору вокруг ЮКОСа. В июльском решении Гаагский суд объяснял, что действовал по собственному усмотрению. Нередко для расчета процентов используется ставка межбанковского кредитования LIBOR. Но Гаагский арбитраж отверг этот вариант, сославшись на то, что эта ставка «была дискредитирована» после глобального финансового кризиса (оказалось, что банки манипулировали этим бенчмарком). В итоге суд решил ориентироваться на ставку по 10-летним казначейским облигациям США.

Это $886,5 млн в год, или $2,4 млн в день. Но России немного повезло: доходность 10-летних госбумаг США неуклонно снижается с начала прошлого года и 15 января как раз достигла минимума с мая 2013 года. Если бы суд ориентировался на доходность treasuries на дату вердикта (18 июля показатель равнялся 2,5%), штрафной процент для России в первый год составил бы $1,25 млрд, то есть примерно на $360 млн больше.

Еще 8 января доходность 10-летних казначейских бондов (по данным ФРС, на которые ориентируется Гаагский суд) превышала 2%, но за следующую неделю понизилась на 26 базисных пунктов, «сэкономив» России более $100 млн процентов по делу ЮКОСа. Помогло неожиданное решение Швейцарского национального банка об отмене «потолка» обменного курса франка к евро, державшегося более трех лет. Последовавший за этим всплеск волатильности (курс франка подскочил 15 января почти на 40% к евро и доллару) вызвал бегство инвесторов в сверхнадежные активы – такие, как десятилетние treasuries, чья доходность падала до 1,7%.

Американские казначейские облигации являются самым ликвидным финансовым инструментом в мире, а доходность 10-летних treasuries, обратно пропорциональная их рыночной цене, –​ один из самых важных финансовых ориентиров. На глобальном рынке обращаются госбумаги США на сумму более $12 трлн. Госдолг США считается самым надежным: Соединенные Штаты никогда не отказывались платить по своим обязательствам и эмитируют основную глобальную резервную валюту. Американские казначейские бумаги считаются безрисковым вложением. Спрос на них повышается во времена макроэкономической и финансовой неопределенности, соответственно доходности этих бумаг снижаются. Рекордно низкая доходность по 10-летним treasuries, по данным Bloomberg, была зафиксирована в июле 2012 года на уровне 1,38%.

«Ралли» на рынке казначейских облигаций США стало одним из самых заметных рыночных сюрпризов 2014 года. В начале прошлого года 10-летние бумаги торговались с доходностью в 3%, и консенсус-прогноз аналитиков Уолл-стрит на конец года составлял 3,44%. Но treasuries, вопреки ожиданиям, весь год росли в цене. Спрос на «тихую гавань» американского госдолга подогревался падением цен на нефть и угрозой дефляции в еврозоне. Индекс Bloomberg US Treasury Bond, отражающий прибыльность казначейских бондов США, в 2014 году вырос на 6,2%, а с начала этого года –​ на 1,95%.

Штраф за неуплату компенсации бывшим акционерам ЮКОСа начисляется по формуле сложного процента: если за первый год сумма долга России увеличится на $887 млн, то за второй год – уже на $902 млн и т.д. Москва отказывается признавать обязательства по вердикту Гаагского суда и оспаривает юрисдикцию этого трибунала. В ноябре Москва подала апелляцию на решение Гаагского суда, письменная процедура в рамках ее рассмотрения начнется 28 января. Ходатайство было подано в окружной суд Гааги.

Представитель GML Грэм Акерман на прошлой неделе говорил РБК, что GML продолжит добиваться исполнения гаагского решения, используя Нью-Йоркскую конвенцию, чтобы зарегистрировать его в различных странах и начать юридический процесс по аресту недипломатических государственных активов России. Эта процедура уже началась (у GML было такое право с момента публикации решения 28 июля). Первые страны, в которых компания планирует начать добиваться ареста активов, – США и Западная Европа. Впрочем, в GML признают, что эта процедура может растянуться как минимум на год.

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу