Нынешняя проблема автопрома - падение платежеспособного спроса
Правительство РФ планирует выделить до 70 млрд руб. для финансирования текущей деятельности предприятий автопрома, в том числе с использованием механизма государственных гарантий. Такое положение содержится в программе антикризисных мер на 2009г. Программой предусмотрено содействие размещению в 2009г. облигаций российских автомобилестроительных предприятий для целей финансирования инвестиционных проектов в размере до 60 млрд руб. и сроком обращения до 5 лет с учетом предоставления государственных гарантий, а также возможность рефинансирования таких ценных бумаг Центробанком. В программу включен пункт о корректировке действующих графиков погашения реструктурированной задолженности предприятий автомобильной промышленности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым взносам перед внебюджетными фондами в части переноса сроков уплаты сумм основного долга в 2009-2015гг. на 2011-2017гг. соответственно. Кроме того, планируется предоставить кредитные линии лизинговым компаниям на осуществление лизинговых операций с автомобильной техникой российского производства на срок не менее 3 лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России. При том, что госпомощь окажет отечественному автопрому некоторую временную поддержку, аналитики с большой долей скептицизма оценивают перспективы отрасли в настоящий момент. Сегменту необходимы качественные изменения, и сейчас для них подходящее время. Нынешнее рефинансирование долгов компаний, по их мнению, лишь поможет им продержаться "на плаву". Чтобы сдвинуть с места акции российских автопроизводителей, необходимо нечто большее, чем просто декларация о намерении выделить помощь, комментирует планы правительства заместитель начальника аналитического департамента "Арбат Капитала" Алексей Павлов. К тому же, добавляет он, как показывает практика, с момента анонсирования до начала практической реализации любых мер может пройти много времени. "Например, В.Путин еще в декабре пообещал субсидировать покупку недорогих автомобилей отечественной сборки, однако этот механизм не работает до сих пор", - напоминает эксперт. Основная проблема автопрома на сегодня, по мнению А.Павлова, - это резкое падение платежеспособного спроса. "И никакими госгарантиями ситуацию здесь исправить нельзя", - подчеркивает он. Наиболее действенным, полагает эксперт, были бы здесь анонсированный еще в 2008г. механизм госзаказа с увеличенным авансированием, однако под него пока не подведена законодательная база. Поэтому одобренный правительством РФ пакет мер для автопрома в рамках антикризисной программы направлен только на поддержание отечественных производителей "на плаву". А в борьбе с импортом должны помочь пошлины, девальвация рубля и снижение реальных доходов населения, заключает аналитик. По мнению управляющего директора УК "Эверест Эссет Менеджмент" Константина Демченко, выделение средств является позитивной новостью для компаний. Получение этих средств будет способно вызвать в первую очередь рост стоимости долговых обязательств автопроизводителей. Однако эксперт не ожидает какой-либо реакции на эти новости со стороны рынка акций. И для этого, по его мнению, есть ряд оснований. Во-первых, в декабре 2008г. обсуждался пакет помощи в размере 200 млрд руб., а теперь его объем сокращен в 3 раза. Такой подход со стороны правительства (хотя он и находится в рамках недавно заявленной программы "минимизации" финансовой поддержки государства ключевым предприятиям страны) фактически имеет целью призвать компании к решению своих проблем собственными силами. Во-вторых, продолжает эксперт, многие предприятия (особенно это относится к АВТОВАЗу) по-прежнему выпускают морально устаревшую продукцию и требуют серьезной переработки производственной линейки, очень серьезных инвестиций в НИОКР, а также создание надежной и качественной сети поставщиков комплектующих деталей. "Даже перенесение ГАЗом на российскую почву одной линии производства бывшей модели Chrysler для выпуска нового автомобиля Волга Siber сталкивается с элементарной нехваткой производственных мощностей и ремкомплектов для автосварочной техники и роботов", - подчеркивает эксперт. В-третьих, даже решение краткосрочных проблем, связанных с урегулированием задолженности компаний перед кредиторами, неспособно создать основу для появления сильного национального лидера в автомобильной индустрии, считает эксперт. "Мы просто оттягиваем момент принятия этого тяжелого решения на будущее и работаем методом латания дыр, - говорит он. - Акция компании по определению дисконтирует будущие доходы эмитента, а их источников в обозримом будущем мы пока что разглядеть не можем". К.Демченко напоминает также, что помимо задолженности перед кредиторами в части денежных обязательств (облигации и банковские кредиты) существует еще довольно существенный объем долгов перед поставщиками и смежниками, который требует такого же пристального внимания. Только долги АВТОВАЗа и ГАЗа, срок выплаты по которым наступает в 2009г., составляет около 60 млрд руб. - 36 млрд руб. и 26 млрд руб. соответственно. Таким образом вся сумма финансовой помощи государства будет направлена на рефинансирование краткосрочного долга. "В целом данная мера позволяет в лучшем случае пережить кризис, в то время как в индустрии назрело время решительных действий и реформ. Как правило, именно выход из кризиса является наиболее благоприятным моментом для осуществления такого рода реформ. Мы надеемся, что российское правительство сумеет воспользоваться удачным стечением обстоятельств и начать реформирование отрасли в 2010г.", - заключил эксперт УК "Эверест Эссет Менеджмент". Quote.rbc.ru