Экономика, 20 июл 2012, 10:37

В Москве назрела битва за топливный рынок

Топливный рынок Москвы и области в ближайшую пятилетку ждут серьезные изменения. Еще сегодня с единственным нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) и нефтепродуктопроводом, уже завтра он может стать вполне себе примером полноценного конкурентного рынка.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Так, "Роснефть" обещает, что через 2 года в Московской области запыхтит нефтеперерабатывающий завод, а ЛУКОЙЛ заявляет, что через 5 лет расширит сетку нефтепродуктопроводов за счет строительства собственной трубы. Эксперты в этой битве титанов приоритет отдают строительству завода. И все это говорит о том, что начинается новый виток серьезной борьбы вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) за самый лакомый кусок топливного пирога России — московский рынок.

Лакомый кусок

Ежегодно Москве и области, по разным оценкам, требуется от 7 до 10 млн т моторного топлива. При этом в столичном регионе действует всего один нефтеперерабатывающий завод — Московский (принадлежит "Газпром нефти"), который обеспечивает порядка 40% потребностей региона в нефтепродуктах, выпуская ежегодно около 10 млн т продукции, из которых примерно 2,5 млн т составляют бензины.

Единственным нефтепродуктопроводом, обеспечивающим потребности региона в топливе, является Московский кольцевой трехниточный нефтепродуктопровод (МКНПП), принадлежащий ОАО "АК "Транснефтепродукт" и называемый в народе "системой кольца". По трем ниткам трубопровода транспортируются бензины, дизельное топливо и авиакеросин.

Поставки бензинов в московский регион осуществляют также ТНК-ВР с Рязанского, Саратовского и Ярославского НПЗ, ЛУКОЙЛ с Нижегородского НПЗ (Норси), "Роснефть" с Самарской группы заводов. "Татнефть" также представленная в розничном сегменте столицы, закупки бензинов осуществляет самостоятельно. Таким образом, московский рынок является регионом присутствия практически всех вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), за исключением "Сургутнефтегаза".

Здесь будет новый град построен

Однако уже через 5 лет нефтяники обещают перекроить топливный рынок Москвы и области. Так, "Роснефть" в июне с.г. объявила о планах построить в Московской области нефтеперерабатывающий завод мощностью 12 млн т в год. Глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что компания уже договорилась с правительством Московской области о строительстве завода, подобрала участок с соответствующей инфраструктурой, доступом к магистральному нефтепроводу, а также продуктопроводу. Завод компания обещает построить всего за 2 года. На вопрос, какому району Московской области достанется этот "подарочек", в пресс-службе "Роснефти" упорно молчат.

Однако И.Сечин давал журналистам подсказку, что завод построят в непосредственной близости от трубопровода и нефтепродуктопровода. А в Московской области всего два места, где трубопроводы "Транснефти" пересекаются с кольцевым нефтепродуктопроводом — это Коломна на нефтепроводе "Рязань - Москва" с южного направления и Балашихинский с трубой "Ярославль - Москва" с северного. Пока же общественность склоняется к мысли, что новый НПЗ расположится в районе Коломны, так как именно туда в свое время хотели вынести площадку Московского НПЗ "Газпром нефти".

Эксперты по-разному оценивают перспективы "Роснефти" по экспансии на московской топливный рынок. Например, глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша считает это оправданным и обоснованным. "Все хотели бы построить НПЗ в Московской области. В московском регионе в опте присутствует только "Газпромнефть-Центр", тогда как ни "Роснефть", ни ЛУКОЙЛ в опте не присутствуют, ТНК-ВР реализовывает большие объемы топлива только через биржу, а "Татнефть" закупает топливо самостоятельно. Строительство нового НПЗ было бы экономически безопасно для региона", - отметил Е.Аркуша, добавив, что недавние слухи об аварии на установке каталитического крекинга на Московском НПЗ вызвали панику у трейдеров, в результате чего цена на топливо в опте резко подскочила.

А вот глава Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что новый НПЗ в Московской области целесообразно было бы строить только взамен существующего завода. "Наличие двух НПЗ сравнительной мощности в одном регионе экономически неоправданно. Московский регион дефицита в нефтепродуктах не испытывает, поскольку получает нефтепродукты с других НПЗ европейской части России", - высказал свое мнение Г.Сергиенко в беседе с РБК.

Впрочем, некоторые эксперты не исключают того, что "Роснефть" значительную часть объемов выпускаемых бензинов с нового НПЗ в Подмосковье будет экспортировать.

Между тем официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин заявил РБК, что мощностей двух существующих нефтепроводов (общей мощностью около 12 млн т нефти), проходящих через московский регион, для загрузки планируемого "Роснефтью" завода не хватит. "Если проект и будет реализован, то только с учетом расширения существующей инфраструктуры", - отметил он.

А в начале июля московский топливный рынок взбудоражила еще одна новость, на этот раз от ЛУКОЙЛа. Компания договорилась с правительством Московской области о строительстве нефтепродуктопровода с принадлежащего ей Нижегородского НПЗ (Норси) в Московскую область мощностью около 2 млн т в год. Трубу длиной 500 км компания обещает построить за 5-7 лет.

При этом ЛУКОЙЛ не исключил, что для реализации этого проекта будет сформирован пул нефтекомпаний, которые смогут поставлять нефтепродукты по новому продуктопроводу в Москву и область. "Мы с "Роснефтью" говорили на эту тему, заинтересована также "Башнефть", - делился с журналистами глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Кроме того, было заявлено, что этот проект положительно повлияет на стоимость нефтепродуктов в столичном регионе, будет держать ее в "приемлемых рамках", а также позволит сократить логистические расходы нефтяной компании на транспортировку топлива в Москву и область.

Эксперты в свою очередь отмечают, что реализация этого проекта не окажет существенного влияния на цену на бензин, так как главенствуют в этом вопросе три фактора: налоговая нагрузка, инфляция и мировые цены на нефть.

К слову, с планируемым нефтепродуктопроводом история выходит очень загадочная. Этот проект под рабочим названием НПП "Кстово – Нагорная" включен в долгосрочную стратегию "Транснефти" по развитию нефтепродуктопроводов России до 2020г. А в материалах "Транснефтепродукта" (владелец нефтепродуктопроводов РФ) говорится о том, что для обеспечения нефтепродуктами московского региона "Роснефть" и ЛУКОЙЛ предложили рассмотреть вопрос о реализации проекта строительства нового нефтепродуктопровода от Кстово до ППС "Нагорная", расположенного на кольцевом нефтепродуктопроводе вокруг Москвы. "К настоящему времени выполнены технико-экономические расчеты. В январе 2012г. в Минэнерго прошло совещание с участием ЛУКОЙЛа, на котором компания подтвердила заинтересованность в реализации проекта и обязалась предоставить предложения по ресурсной базе и схеме финансирования", - говорится в материалах "Транснефтепродукта". При этом технические параметры указаны следующие: мощность 3,8 млн т в год, длина 465 км.

На каком этапе "Роснефть" поняла, что не будет участвовать в реализации проекта, непонятно. Ведь соглашение о намерении реализовать проект с С.Шойгу подписывал только В.Алекперов. В ЛУКОЙЛе РБК сказали лишь, что в настоящее время рано говорить о какой-либо конкретике, варианты обсуждаются разные.

Рынок не резиновый

Эксперты, опрошенные РБК, считают, что заявленные "Роснефтью" и ЛУКОЙЛом проекты нецелесообразно реализовывать одновременно, так как топливный рынок Москвы и области, несмотря на свою привлекательность, все же не резиновый. Однако приоритет все-таки отдают заводу "Роснефти".

"Роснефти" не хватает бензинов в рознице именно в московском регионе, поэтому решение о строительстве здесь завода абсолютно оправданно, - комментирует ситуацию РБК директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков. - Москва и область — крупнейший платежеспособный потребитель. За этот рынок борются все, и ЛУКОЙЛ, и "Роснефть", и "Газпром нефть". Построив завод, "Роснефть" убьет одним ударом двух зайцев – во-первых, он составит конкуренцию Московскому НПЗ, а во-вторых, сможет занять оставшуюся нишу этого рынка".

Также П.Строков отмечает, что если "Роснефть" через 3 года введет в эксплуатацию завод, то лукойловский нефтепродуктопровод уже будет не нужен. "Конечно, проекты могут быть выполнены вместе, но это будет экономически нецелесообразно. Обе компании борются за розницу, но рынок не настолько велик, чтобы вместить в себя 2 крупных проекта. Т.е. сейчас вопрос в том, кто первым успеет. Кто успеет, тот и в дамках", - считает эксперт.

А вот заместитель генерального директора компании-трейдера "Алгоритм. Топливный интегратор" Виктор Костюков считает, что ЛУКОЙЛу целесообразнее не строить трубу, а войти в кооперацию с "Роснефтью" по строительству завода. По подсчетам эксперта, затраты на строительство нефтепродуктопровода могут окупиться лишь через 14-15 лет. "Срок на первый взгляд большой, но для таких больших и затратных проектов это норма", - считает В.Костюков.

Креативная заправка

По подсчетам экспертов, в сутки московский регион потребляет около 16 тыс. т топлива, темпы роста будут составлять 3-5% в год. Поэтому совсем неудивительно, что этот рынок является одним из самых привлекательных для крупнейших нефтекомпаний.

Через 5 лет эксперты прогнозируют в московском регионе профицитный рынок бензинов, а на таком рынке на первое место выходит "гарантированный сбыт". В частности, Павел Строков через пятилетку видит топливный рынок Москвы и области, на котором будет жесткая конкуренция между розничными сетями за конечного потребителя и борьба будет идти именно в сегменте маркетинга. Так, уже сейчас все ВИНКи запустили на своих сетях АЗС "программы лояльности", стимулирующие клиентов компании. "Конечно, бензиновый кризис 2011г. эти программы немного подкосил, но в самое ближайшее время они развернуться с новой силой, а через 5 лет борьба эта только усилится", - резюмировал П.Строков.

И действительно, нефтяники в последнее время в маркетинге своей продукции не скупятся на креатив: выпускают топливо под собственным брендом, открывают тематические АЗС, проводят различные специализированные акции, начиная от благотворительных и заканчивая в чистом виде маркетинговыми вроде 8% скидкой на бензин для дам в Международный женский день. Интересно будет посмотреть, какие креативные решения для продвижения своей продукции представители отрасли найдут через пять лет.

Софья Пекарихина, РБК

Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Как с 1990-х годов менялось наследственное планирование у бизнесменов
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Реальны ли $40 за баррель: что ждет цены на нефть после прихода Трампа