Война санкций, 20 окт 2014, 01:18

Санкционное действие: агентство Moody's понизило рейтинг России

Международное рейтинговое агентство Moody's в субботу понизило рейтинг России до Baa2, сохранив «негативный» прогноз. На возможностях отечественных компаний занимать это вряд ли отразится – из-за санкций доступ к мировым рынкам капитала для многих и так фактически закрыт
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Власти в последнее время активно демонстрируют недовольство зарубежными рейтинговыми агентствами. «В настоящее время международные финансовые рейтинги, приобретая все более заметную политическую окраску, не могут служить объективным основанием для принятия инвесторами решений в отношении российских компаний», – цитирует Интерфакс отзыв Минэкономразвития на разработанную Банком России программу развития финансового рынка.

Новое рейтинговое действие правительство ожидало с начала прошлой недели. Министр экономического развития Алексей Улюкаев во вторник назвал возможное снижение рейтинга «либо некомпетентным, либо ангажированным», так как «объективных предпосылок для такого шага нет».

Причина, по которой решение о снижении рейтинга тем не менее было принято, – ухудшение среднесрочных перспектив экономики России, объяснили аналитики Moody's. Оно усугубляется продолжающимся кризисом на Украине и негативным влиянием международных санкций. Снижения ВВП по итогам всего 2014 года не будет, но примерно в конце года прогнозируется уход показателя в красную зону как минимум до середины 2015 года.

Другой фактор – снижение запаса валюты из-за бегства капитала и проблем с доступом корпоративных заемщиков к международным рынкам. За девять месяцев этого года отток капитала из России составил $85,2 млрд. Увеличение спроса на валюту привело к снижению международных резервов страны с конца прошлого года на $55,4 млрд – до $454,2 млрд, несмотря на позитивное сальдо платежного баланса в $52,3 млрд в январе-сентябре.

В Минэкономразвития не считают это большой проблемой. Как говорил ранее Улюкаев, на сегодняшний день внешний долг России – менее 3% ВВП, а весь госдолг – 11% ВВП, один из самых низких в мире. «То есть при желании такой долг можно погасить за один год», – отмечал министр.

Валютные запасы России остаются значительными, признают в Moody's, но напряжение создает необходимость предоставления ликвидности частному сектору. По данным Банка России, российские банки и компании должны погасить $134 млрд внешнего долга до конца 2015 года. Алексей Улюкаев называл реалистичной оценкой объемов рефинансирования корпоративных долгов в $90 млрд.

Снижение рейтинга окажет краткосрочный негативный эффект на рынок, сказал агентству Bloomberg аналитик «Альфа-Капитала» Андрей Шенк. Но инвесторов, скорее, волнует то, что будет делать S&P, чей рейтинг России на одну позицию, а не две, как у Moody's и Fitch, выше, чем спекулятивный, считает аналитик ВТБ Капитал Владимир Колычев.

S&P пересмотрел российский рейтинг в сторону понижения еще в апреле. Moody’s лишь в конце июня изменило прогноз «стабильного» на «негативный», оставив сам рейтинг без изменений.

Снижение рейтинга – это, скорее, констатация факта, что сложности с заимствованиями действительно есть, решения агентств не оказывают особого влияния на ситуацию, рассуждает Колычев. «Российские и зарубежные производители, чьи производства находятся на территории России, от данного понижения в рейтинге не пострадают», – вторит директор департамента содействию инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты Алексей Вялкин.

Но в долгосрочном периоде эффект от снижения доверия к России как к заемщику может быть значительным, опасается вице-президент РСПП, председатель совета директоров компании «Биоэнергия» Давид Якобашвили: «Это создаст проблемы для российских компаний, будет сложнее получить кредиты, выйти на IPO, участвовать в различных проектах, негативно скажется на капитализации российских  компаний». По его словам, медленное санкционное давление «мы будем ощущать как разрастающиеся метастазы».

Бенефициары санкций: кто накормит Россию
Фотогалерея
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах