Экономика, 21 фев 2003, 12:12

Госдума приняла пакет законов по реформе РАО ЕЭС

Госдума приняла в трех чтениях все шесть законопроектов по реформе электроэнергетики.
Читать в полной версии

Среди них – законопроект "Об электроэнергетике" – основополагающий при реформе. Документ устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей.

В соответствии с законом, организация по управлению единой национальной электрической сетью является открытым акционерным обществом. Доля участия РФ в уставном капитале организации по управлению этой сетью в период реформирования РАО "ЕЭС России" не может составлять менее 52%. По завершении реформирования доля РФ должна быть увеличена до 75% плюс одна голосующая акция в уставном капитале организации по управлению единой национальной электрической сетью. Законодательство РФ об электроэнергетике состоит из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, данного федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, а также указов президента РФ и постановлений правительства РФ. Государственное регулирование цен осуществляют федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий и власти субъектов РФ в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции.

Срок вступления в силу правил оптового рынка (дата окончания переходного периода реформирования электроэнергетики) не может составлять менее 90 дней со дня утверждения их правительством. При этом постановление о либерализации энергетического рынка России не может быть выпущено ранее 1 июля 2005 года.

Также был принят закон, регулирующий работу электроэнергетики в переходный период - "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике". Закон расширяет полномочия правительства России в части регулирования в электроэнергетической сфере на переходный период. Правительству дается право определять дату перехода к рыночному ценообразованию своим постановлением на основе анализа готовности российской энергетики, отдельных регионов к переходу к свободному рынку. Кроме того, правительство до даты окончания переходного периода имеет право устанавливать предельные объемы электроэнергии, продажа которой разрешается по нерегулируемым ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электроэнергии.

Правила оптового рынка электроэнергии вступают в силу не ранее 1 июля 2005 года. В процессе преобразования РАО "ЕЭС России" не допускается снижение доли участия РФ (в случае если она составляет свыше 50%) в уставном капитале акционерных обществ, которые владеют гидроэлектростанциями, введенными в эксплуатацию на момент вступления в силу закона, организаций, по отношению к которым указанные акционерные общества являются дочерними. Предусматривается, что формирование генерирующих компаний на базе электростанций должно осуществляться таким образом, чтобы они не могли одновременно владеть 35% и более установленной генерирующей мощности в пределах ценовой зоны оптового рынка.

Следующим в списке принятых законопроектов стали поправки в закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". В соответствии с законопроектом, госрегулирование тарифов на электро- и теплоэнергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на энергию или их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов не может быть менее одного года. Предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая тарифы для населения, устанавливаются правительством РФ с выделением предельных уровней для населения ежегодно - до принятия Госдумой в первом чтении закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Изменение указанных тарифов в течение года без одновременного внесения правительством РФ на рассмотрение Госдумы законопроекта, вносящего поправки в федеральный бюджет на текущий финансовый год, не допускается. Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти по госрегулированию тарифов.

Кроме того, парламентарии законодательно регламентировали отношения между энергоснабжающей организацией и потребителем, приняв поправки в часть вторую Гражданского кодекса России. В соответствии с поправками, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.

Помимо этого, Госдума уточнила сферы деятельности естественных монополий в области электроэнергетики. Поправки в законопроект "О естественных монополиях" поддержали 255 депутатов. Высказались против – 160. В соответствии с документом, субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки или производить товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным законом, на недискриминационных условиях, согласно требованиям антимонопольного законодательства.

И, наконец, был принят последний из шести законопроектов по реформе РАО "ЕЭС России", вносящий поправки в ФЗ "Об энергосбережении". Он предусматривает перераспределение полномочий между субъектами РФ и правительством РФ. В соответствии с законопроектом, органы исполнительной власти субъектов РФ при определении тарифов на электро- и теплоэнергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электро- и теплоэнергии на энергосбережение. Консолидация указанных средств и их использование потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов осуществляются в порядке, определяемом правительством РФ.

Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg