Правительство РФ одобрило финансовый план на 2006-2008гг.
Финансовый план, ставший сегодня предметом обсуждения правительства, включает два варианта: инновационный (ожидаемый), предполагающий темпы роста ВВП 5,9-6,2% в год, и инерционный (базовый), предполагающий темп роста ВВП 4,5-4,6% в год.
Главные различия обоих вариантов - в сумме средств поступающих в бюджет от торговли нефтью. При ожидаемом варианте цена на сырую нефть марки Urals в 2006г. составит 34 долл./барр., в 2007г. - 33 долл./барр., в 2008г. - 33,5 долл./барр. При реализации базового варианта цена на нефть в 2006г. и 2007г. прогнозируется в 28 долл./барр., в 2008г. - 28,5 долл./барр.
Инновационный вариант предполагает, что в 2006г. доллар будет стоить 27,2 руб., в 2007г. - 27,5 руб., в 2008г. - 27,65 руб. При базовом варианте в 2006г. доллар зависнет на отметке в 27,8 руб., в 2007г. - 28,8 руб., в 2008г. - 29,2 руб. При реализации ожидаемого варианта инфляция в 2006г. не превысит 7-8%, в 2007г. - 6-7%, в 2008г. - 4-5,5%. При базовом варианте индекс потребительских цен составит в 2006г. 7-7,5%, в 2007г. - 6-6,5%, в 2008г. - 4-5%.
Кроме того, к концу 2008г. объем госдолга РФ составит 3 трлн 640,4 млрд руб. (131,7 млрд долл.) или 12,42% ВВП. При этом значительно изменится валютная структура госдолга. Так, доля государственного внутреннего долга, номинированного в национальной валюте, возрастет с 24,67% на конец 2005г. до 42,71% на конец 2008г. В период 2006-2008гг. объем погашения госдолга составит 1 трлн 306,5 млрд руб. (47,58 млрд долл.). В том числе внешнего долга - 864 млрд руб. (31,47 млрд долл.), внутреннего - 442,6 млрд руб. (16,11 млрд долл.).
Таким образом, при сохранении бездефицитного федерального бюджета, объем привлечения в период 2006-2008гг. должен составить 1 трлн 306,5 млрд руб.. Государственный внутренний долг, по прогнозам Минфина, возрастет с 931,9 млрд руб. на начало 2006г. до 1 трлн 554,9 млрд руб. на начало 2009г.
По данным Минфина, привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в 2006-2008гг. составит 868,41 млрд руб. (31,61 млрд долл.) при погашении 265,383 млрд руб. (9,66 млрд долл.). Чистое привлечение средств в 2006г. составит 169,76 млрд руб. (привлечение - 238,198 млрд руб., погашение - 68,441 млрд руб.); в 2007г. - 200,023 млрд руб. (привлечение - 289,952 млрд руб., погашение - 89,929 млрд руб.); в 2008г. - 233,243 млрд руб. (привлечение - 340,256 млрд руб., погашение - 107,013 млрд руб.).
Также, правительство планирует привлечь в 2006г. связанные кредиты от международных финансовых организаций (МФО) и правительств иностранных государств на сумму 1 млрд долл., в 2007г. - более 700 млн долл. и в 2008г. - более 600 млн долл. Однако пока ситуация с этим пунктом не вполне понятная: Минфин с 2009г. вообще планирует прекратить внешние заимствования. При этом Минэкономразвития настаивает на необходимости кредитов, для развития национальной промышленности и экономики, для повышения темпов роста ВВП.
Оба варианта финансового плана содержат оценки доходов и расходов бюджетов с учетом действующего налогового законодательства, изменений в налоговой сфере с 1 января 2006г. и проектируемых поправок в налоговое законодательство в 2007-2008гг. Оба варианта предполагают удвоение в 2008г. по сравнению с текущим годом зарплат бюджетникам, индексацию ежемесячных денежных выплат льготным категориям граждан, денежного довольствия военнослужащих и пенсий.
И даже несмотря на это (ранее Минфин жаловался на возросшие социальные выплаты) реализация инновационного сценария должна дать профицит федерального бюджета в 2006г. в сумме 404,9 млрд руб., или 1,8% ВВП, в 2007г. - 310,4 млрд руб., или 1,2% ВВП, в 2008г. - 342,2 млрд руб., или 1,2% ВВП.
Таким образом, по мнению экспертов, сейчас в правительстве столкнулись два видения бюджетной политики. Традиционная стратегия Минфина предполагает ограничение расходов, создание существенного бюджетного профицита и Стабфонда. Минэкономразвития, напротив, пытается превратить бюджет в инструмент стимулирования экономического роста.
Ситуация осложняется уже принятыми решениями об опережающем росте социальных расходов, в том числе об удвоении зарплат и пенсий.
В любом случае, проектировки финансового плана придется корректировать, когда придет время выбрать приоритетную задачу, считают эксперты.