Экономика, 21 июн 2010, 16:06

Российские корабли продолжают ходить под иностранными флагами

Девять из десяти российских судов, включая принадлежащие государственным компаниям, ходят в море под иностранным флагом. И хотя, как пишет "Новая газета", это непатриотично, зато дешево и избавляет от необходимости иметь дело с отечественными чиновниками. Минус такого положения дел - незащищенность моряков, быстрый износ судов и огромные потери для экономики страны. Несмотря на обещания руководства Минтранса и Росморречфлота упростить регистрацию судов в России, ситуацию за последние 10 лет изменить так и не удалось. Секрет прост, говорится в статье, чиновникам это невыгодно.
Читать в полной версии

Пятого мая сомалийские пираты захватили танкер "Московский университет" в 350 километрах от побережья Сомали в Аденском проливе. На борту судна находились 23 моряка, а также 86 тысяч тонн нефти. Благодаря грамотным действиям экипажа, укрывшегося в специальном помещении, а также подоспевшему на помощь танкеру БПК "Маршал Шапошников" судно удалось отбить обратно.

Самым интересным в этой истории было то, что танкер, принадлежавший государственной российской компании "Совкомфлот", бороздил море под флагом Либерии. По статистике, на начало 2010г. из 3170 судов, имеющих право плавания под российским флагом, в Российском международном реестре судов (РМСР, так называемый Второй реестр) было зарегистрировано лишь 218 судов - в основном небольших (река-море). При этом остальные российские суда, говорится в статье, предпочитают использовать "удобные флаги" Камбоджи, Сент-Винсента, Белиза, Либерии, Панамы и даже сухопутной Монголии.

Причина такого положения дел заключается в том, что зарегистрировать судно в российском реестре не только накладно, но и практически невозможно. В странах с "удобным" флагом - Либерии, Панаме, Белизе, Вьетнаме и т.д. - максимальное время, которое нужно потратить при регистрации, составит не более 5-6 рабочих дней. В России владелец судна должен его растаможить и заплатить пошлину в размере 24% от стоимости корабля. Пошлина возвратная, но при неправильном оформлении бумаг или ошибках в них ее можно и не получить обратно.

Кроме того, отмечают авторы статьи, на каждом этапе, от конторы капитана порта до таможни, в России надо давать взятки. Иначе документы не примут, а если примут, то потом "потеряют". Но даже если эти препоны удалось пройти, расслабляться не стоит. Документы на судно затем уходят в Главный радиочастотный центр (ФГУП ГРЧЦ), где судно проверяется на предмет соответствия его оборудования. По итогам 25-30-дневных проверок ГРЧЦ выдает уникальный радиопозывной судна, что в большинстве стран является рутинной процедурой, не занимающей более одного дня. После этого судовладелец должен внести свой корабль в Российский морской регистр судоходства (РМРС, Первый реестр), и это тоже займет еще около 25-30 дней.

Однако российским чиновникам оказалось мало этого, и с этого года ГРЧЦ стал требовать у судовладельцев, желающих патриотично обзавестись российским триколором, "Свидетельство о праве плавания под российским флагом". Его выдает капитан порта приписки на основании того самого уникального радиопозывного. Неудивительно, что за последние 6 лет количество российских судов, имеющих иностранный флаг, выросло почти в 1,5 раза.

В результате стараниями Минтранса, говорится в статье, страна теряет не только собственный флот. Для отечественной экономики использование чужих флагов оборачивается более высокой стоимостью фрахта судов, а также отсутствием надлежащего технического обслуживания. Поэтому большая часть российского флота представлена устаревшими 25-30-летними судами, уже неконкурентоспособными на мировом рынке. Сам Игорь Левитин еще в 2007г. на заседании Морской коллегии при правительстве с грустью замечал, что "старение российского флота не вселяет надежды на дальнейшее его удержание в надлежащем состоянии. Средний возраст судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, превышает 26 лет".

Еще хуже то, что российские суда и моряки лишаются поддержки со стороны государства. Ведь по международным законам оказать помощь попавшему в беду судну под иностранным флагом Россия не может. Максимум - консульская или гуманитарная помощь экипажу. Экономические споры тут должен решать арендатор судна или его владелец. В итоге каждый год в портах мира арестовываются десятки российских судов, плавающих под чужими флагами. Достаточно вспомнить позорную для нашей страны эпопею с судами Арктического морского пароходства (АМП), принадлежащего Республике Якутия, - "Василий Ян" и "Профессор Воскресенский". АМП в 2008г. заключило контракт с судоверфью в Бейхане в Китае на ремонт этих судов. Оплатить стоимость работ оно не смогло, и суда с экипажами были просто брошены на сорокаградусной жаре без денег, воды и продуктов. Лишь личное вмешательство президента Д.Медведева заставило чиновников из Минтранса и Росморречфлота прийти им на помощь.

С момента завершения этой истории прошел уже почти год, но до сих пор глава Минтранса Игорь Левитин и глава Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Давыденко не могут ничего поделать с упрощением регистрации судов в РМСР. "К сожалению, за последние три года мы наблюдаем негативную тенденцию увеличения флота под иностранным флагом. Поэтому особенно необходимо продолжать работу над совершенствованием закона о Втором реестре", - грустно отметил Александр Давыденко на расширенном заседании совета Росморречфлота в марте 2010г. Статистика также подтверждает бессилие Минтранса и безосновательность заявлений его главы Игоря Левитина. Из 24 построенных в России морских судов в 2009г. лишь три получили российский флаг.

Pro
К черту амбиции: почему зумеры отказываются от повышений — Fast Company
Pro
Спасут ли валютные облигации и флоатеры от инфляции и в чем риски
Pro
Многокурсие: будут ли рубль рассчитывать так же, как иранский риал
Pro
Топ-7 управленческих ошибок: почему руководители теряют авторитет
Pro
Как именитые автопроизводители ошибались с неймингом
Pro
Как в России обслуживают офисные компьютеры после ухода западных вендоров
Pro
Как преуспеть во всех сферах жизни: Оскар Хартманн о концепции Альтернейт
Pro
В России дефицит IT-управленцев. Причем здесь зарплаты разработчиков