Российский бизнес лишился возможности занимать на западных рынках
Очередные санкции, которые США ввели 17 июля против российских компаний и банков, ударили по стоимости долговых бумаг, котирующихся за рубежом. "Доходность еврооблигаций тех компаний, которые попали под санкции, выросла на 1 п.п., а тех, которые не попали, — в среднем на 0,5 п.п", — говорит руководитель дирекции анализа долговых инструментов "Уралсиб Кэпитал" Дмитрий Дудкин. Так, доходность по пятилетним евробондам Сбербанка объемом 1 млрд евро, размещенным в июне, выросла с 3,35% до 3,95% годовых, а доходность по евробондам ВТБ объемом 1,5 млрд долл. с погашением в 2022 году увеличилась с 6,5% до 6,94%, говорит аналитик.
Долгосрочные облигации ВЭБа понизились в цене примерно на 6 п.п., а выпуски "Роснефти" и "Новатэка" подешевели приблизительно на 4 п.п., отмечают в своем пятничном обзоре аналитики "ВТБ Капитала". Столь существенное снижение объясняется следующим: чем больше срок размещения облигации, тем сильнее влияние на ее стоимость роста доходности, которая рассчитывается в процентах годовых.
Дудкин говорит, что привлечь сейчас новых инвесторов в длинные облигации российских эмитентов будет сложно: "Пока происходят такие события на Украине, говорить о размещении российских евробондов не приходится. Все это уменьшит интерес европейских инвесторов к российским долгам. Какое-то время потребуется, чтобы рынок устоялся, чтобы говорить о новом спросе". По его словам, долговое окно, которым ряд российских банков сумел воспользоваться в июне-июле, закрыто как минимум на месяц.
В период с 5 июня по 17 июля успели разместить еврооблигации пять российских банков: Альфа-банк (занял 350 млн евро), Сбербанк (1 млрд евро) , Газпромбанк (1 млрд евро), ВТБ (250 млн швейцарских франков), Промсвязьбанк (300 млн долл). До этого внешний рынок долгового капитала был закрыт для россиян около трех месяцев - с момента присоединения Крыма.
Аналитики считают, что закрытие рынков на срок до года серьезной угрозы для банков не представляет. "Доля западного финансирования у них не очень большая, а сроки погашений растянуты на несколько лет и соответственно риск рефинансирования этих долгов невысок. К тому же ЦБ предоставляет банкам ликвидность, которую они могут использовать, в том числе и для внешних погашений", - говорит старший директор по финансовым организациям Fitch Александр Данилов.
По его словам, затруднение доступа на внешние рынки капитала негативно скажется на возможностях банков по кредитованию экономики, а также рефинансированию внешних кредитов корпоративных клиентов, которые также могут столкнуться с трудностями по привлечению западных денег. "Это еще больше увеличит бремя поддержки для ЦБ и государства, которым придется продолжать накачивать банки ликвидностью, чтобы они были в состоянии кредитовать и рефинансировать компании", - рассуждает Данилов.
Внешний долг самих российских банков превышает 200 млрд долл, из них еврооблигации выпущены на сумму около 70 млрд долл. У корпоративного сектора внешний долг составляет более 400 млрд долл. Суммарные годовые погашения составляют около 100 млрд долл в год (см. рисунок).
"Неспособность банков рефинансировать кредиты компаний может затронуть практически все сектора экономики, - говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров, - Банки будут стремиться сохранять в своем портфеле кредиты или долговые обязательства качественных заемщиков, таких, например, как нефтегазовые компании. Все остальные могут серьезным образом пострадать - компании машинострения, сельского хозяйства, малый и средний бизнес, а также ритейлеры".
Наталья Старостина