Экономика, 21 июл 2021, 09:57

Китайские власти продадут данные китайцев для поддержки экономики

Пекин намерен взять под полный контроль персональные данные граждан и торговать ими на внутреннем рынке, пишет Reuters. Это даст толчок затормозившей экономике страны, но закроет для ИТ-компаний глобальные рынки
Читать в полной версии
Фото: Yan Cong / Bloomberg

Усиление государственного контроля над китайскими интернет-гигантами является частью стратегии Пекина по созданию внутреннего рынка данных, который должен помочь росту экономики страны. Об этом сообщает Reuters.

Как отмечает агентство, план создания рынка данных пользователей был принят властями КНР еще несколько лет назад. И действия Пекина в последние месяцы — дела против Alibaba, Tencent, Didi и других крупных игроков на ИТ-рынке — являются шагами по воплощению этой стратегии.

Речь идет о создании рынка больших данных (Big Data), состоящего из персональных данных, собираемых как правительством, так и частными компаниями. В него могут входить практически все сведения о гражданах: от историй болезни и судебных документов до карт и потребительских предпочтений.

Такой актив может стать полноценным производственным фактором китайской экономики — наравне с трудовыми ресурсами, технологиями, землей и капиталом. Торговля этими данными, по планами правительства КНР, позволит поддержать экономический рост, замедлившийся в последние годы.

Для реализации этого плана власти Китая в сентябре намерены принять Закон о безопасности данных. Он будет требовать от компаний, обрабатывающих «критически важные данные», оценивать риски и предоставлять регулярные отчеты властям. Организации, которые обрабатывают влияющую на нацбезопасность информацию, станут ежегодно проверять.

По мнению Кендры Шефер из пекинской консалтинговой компании Trivium China, аудит IPO компаний за рубежом, трансграничных переводов и открытый доступ к определенным типам данных позволят КНР не только взять на себя контроль над обширными информационными активами, но и превратить их в товар.

Специалист по киберполитике из аналитического центра New America Сэм Сакс отмечает, что регулятивная политика Китая по отношению к ИТ-компаниям — не просто реализации политики нацбезопасности. «Это гораздо более продуманный план, отвечающий на вопрос ценности данных с экономической точки зрения», — считает эксперт.

В марте Госсовет КНР опубликовал план развития цифровой экономики, в котором говорится о создании экспериментальных рынков данных и усилении надзора за интернет-платформами. На прошлой неделе китайская провинция Гуандун объявила о том, что к концу 2021 года запустит одну такую экспериментальную платформу — она будет следить за перемещением данных пользователей, в том числе за международными денежными переводами.

Однако, как заявил Сакс, подобная стратегия китайских властей сопряжена с определенными рисками. В новых законах расплывчато дано определение критически важным данным, что увеличивает неопределенность для компаний, их клиентов и инвесторов.

«Они подрывают доверие клиентов, опасающихся, что Пекин располагает их персональными данными. В конечном итоге этим компаниям будет сложнее стать по-настоящему глобальными игроками и добиться успеха за пределами закрытой системы Китая», — подчеркнул эксперт.

На прошлой неделе сотрудники китайских органов госбезопасности пришли с обысками в офис компании Didi — крупнейшего в КНР агрегатора такси. Расследование связано с предстоящим выходом компании на IPO в США — Пекин опасается, что в результате листинга, предполагающего полное раскрытие информации, собранные агрегатором данные пользователей попадут в руки иностранных спецслужб.

Власти намерены проверить безопасность сети Didi и связанные с этим риски. На время расследования компания не сможет регистрировать новых пользователей, ее приложение удалили из онлайн-магазинов. После визита госбезопасности акции Didi обвалились на 9,6% на премаркете на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).

Перед этим власти ужесточили правила выхода на IPO для крупных ИТ-компаний. Технологические гиганты, владеющие данными более чем 1 млн пользователей, теперь должны запрашивать разрешение перед листингом за рубежом.

Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg