Эксперты: Экономике РФ такая транспортная стратегия не нужна
Эксперты сошлись во мнении, что с большой долей вероятности разработанная в ведомстве Игоря Левитина транспортная стратегия-2030 выполнена не будет, во всяком случае, в том объеме и с теми показателями, которые в ней заявлены. Основной ее недостаток - "откровенная незащищенность и слабость финансовой составляющей". "Нынешней экономике эта транспортная стратегия не нужна", - заявил на круглом столе президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин. "Та стратегия, которая нам была представлена - это план работы Минтранса в случае, если будут деньги", - сказал он.
В качестве источников получения денежных средств эксперты назвали повышение акцизов на 8 руб., обложение налогами "черных грузоперевозчиков" (тех, кто платит лишь транспортный налог), частно-государственное партнерство (вливание инвестиций частного бизнеса). Также среди проблем стратегии были названы недостаточная обеспеченность дорогами, неудовлетворительное состояние транспортного оборудования, отсутствие программ финансирования и государственной поддержки строительства новых линий. "Мы имеем такой транспорт, какая у нас экономика", - считает заведующий кафедрой управления логистической инфраструктурой Высшей школы экономики Анатолий Федоренко. По мнению экспертов, впервые за много лет в России нет прироста сети железных дорог. В качестве примера был приведен тот факт, что если в наследство от царского режима России досталось 60 тыс. км железных дорог, то с 1913г. по 2010г. железнодорожная сеть страны приросла только на 25 тыс. км. Сейчас, со времени начала реформы, нет нового строительства, новых линий и вторых путей, кроме точечных проектов, небольших по объемам.
Эксперты указали чиновникам Минтранса под руководством И.Левитина факторы, мешающие выполнению стратегии, а именно нецелевое расходование средств, коррупция, масштабы которой в транспортной отрасли огромны, а также бюрократизация многих процессов. По словам Г.Томчина, "черная бухгалтерия" при строительстве дорог может достигать 70% от стоимости самого муниципального или регионального заказа.
По мнению экспертов, региональная составляющая в стратегии проработана слабо, не учтена специфика регионов. Конкурентное преимущество России в плане развития регионов может состоять в реализации транзитной системы. Россия может быть транзитной зоной, соединяющей Европу и Азию. Однако для транзита международного уровня нынешняя инфраструктура находится в плачевном состоянии, хотя "ставка на транзит" могла бы стать стимулом для развития экономики и принести дополнительную прибыль в госказну. По мнению опрошенных при проведении исследования аналитиков, больший импульс стратегия может получить после 2012г., однако ей потребуется актуализация. В 2012г. состоятся выборы президента, а потому, по прогнозам экспертов, внимание до этого времени будет направлено на другие вещи.
Приоритеты есть, задачи поставлены правильные, но механизмы, инструменты и средства их решения, предлагаемые ведомством И.Левитина, просматриваются достаточно скупо, считают аналитики и требуют большей конкретизации заявленных приоритетов. Также эксперты полагают, что каждый вид транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный и т.д.) должен иметь свою стратегию развития, которая бы одновременно интегрировалась в стратегию развития всей транспортной системы России, но обязательно с учетом специфики регионов.
Из положительных моментов были отмечены идеи восстановления дорожных фондов, появление некоторой установочной документации, новой правовой базы. Но для того чтобы процессы двигались быстрее, нужно, по мнению аналитиков, менять организационно-управленческую систему. "Например, скорость перемещения груза по стране должны быть не менее 21 км в час. Если мы этого добьемся, то Суэцкий канал и путь из Юго-Восточной Азии будет нам неконкурентоспособен", - отметил он, заявив, что сейчас в России этот показатель составляет всего 9,5 км в час.
"Мы хотим дать импульс обсуждению стратегии. Она была принята в докризисный период, а с тех пор многое изменилось", - ответил первый вице-президент ЦПТ Алексей Макаркин на вопрос о том, почему ЦПТ взялось за проведение подобного исследования. "Новая стратегия требует серьезной доработки, она должна быть увязана с общеэкономическим развитием страны и соответствовать запросам общества", - резюмировал он.