Нефтяной кризис, 21 окт 2015, 16:40

Россия обогнала Саудовскую Аравию по поставкам нефти в Китай

В сентябре 2015 года российские нефтяники уже второй раз в этом году обошли своих конкурентов из Саудовской Аравии и Анголы, поставив Китаю около 14,5% всей закупленной им нефти
Читать в полной версии
(Фото: «РИА Новости»)

Россия вернула себе звание крупнейшего поставщика нефти в Китай. В сентябре 2015 года российские нефтяники в среднем ежедневно отправляли в КНР по 988 тыс. баррелей, совокупный объем поставок по итогам месяца достиг уровня 4,04 млн т. Это примерно на 42% больше, чем в сентябре 2014 года, и на 31% больше, чем в августе 2015 года, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные китайской таможенной службы.

Саудовская Аравия, которая в течение всего лета была лидером среди нефтяных поставщиков Китая, в сентябре экспортировала в КНР лишь 3,95 млн т. А Ангола, еще в прошлом месяце удерживавшая второе место, сократила поставки до 2,87 млн т и выбыла из тройки крупнейших поставщиков нефти в Китай, проиграв не только России, но и Оману (3,17 млн т).

По итогам сентября Китай увеличил импорт сырой нефти до 27,95 млн т (+5,11% к августу). Таким образом, Россия обеспечила примерно 14,45% потребностей Китая в нефти.

Аналитики объясняют увеличение закупок стремлением Китая пополнить свои запасы нефти, пока цены на нее остаются низкими. Свою роль сыграло и изменение правил игры на внутреннем рынке Китая, где право закупать нефть у зарубежных поставщиков получили недавно и относительно мелкие нефтеперерабатывающие компании. Как, например, Shandong Kenli Petrochemical, в прошлом месяце получившая лицензию и, благодаря закупкам российской нефти, поставляемой по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), нарастившая производство бензина и дизельного топлива.

«Самая большая битва за возможность поставлять нефть в Китай идет между Россией и Саудовской Аравией. Россия набирает обороты, благодаря своему трубопроводу и спросу со стороны мелких НПЗ», — пояснил Bloomberg аналитик шанхайской SCI International Гао Цзян.

Впервые за последние десять лет Россия лишила Саудовскую Аравию статуса крупнейшего поставщика нефти в Китай в мае 2015 года. За последний месяц весны КНР импортировала из России 3,92 млн т нефти, а из Саудовской Аравии — только 3,05 млн т.

В июне 2015 года Саудовская Аравия резко увеличила объемы поставляемой в Китай нефти (до 5,318 млн т), тогда как поставки нефти из России несколько сократились (до 3,781 млн т). В следующем месяце как Саудовская Аравия, так и Россия несколько снизили объемы экспорта нефти в Китай (до 4,2 млн т и 3,767 млн т соответственно). В то же время Ангола свои поставки увеличила (до 3,83 млн т), в результате чего вытеснила Россию на третье место в списке крупнейших нефтепоставщиков Китая.

В августе конкуренция между нефтеэкспортерами обострилась еще больше, и Россия, сократившая поставки в Китай сильнее других (до 3,1 млн т), откатилась сразу на четвертое место, проиграв не только Саудовской Аравии (3,91 млн т) и Анголе (3,52 млн т), но и Ираку (3,38 млн т).

В то же время в сентябре 2015 года Саудовская Аравия начала поставки своей нефти на «домашний» для российских нефтяников рынок Польши, причем свою нефть полякам саудиты предлагают с большой скидкой. По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, пытаясь закрепиться в Польше, Саудовская Аравия «активно демпингует». «Безусловно, борьба за рынки является на этом этапе одним из ключевых факторов», — прокомментировал Сечин выход саудитов на польский рынок, где Саудовская Аравия до сих пор представлена не была.

В 2014 году в Польшу из России было поставлено примерно 29,4 млн т нефти, нефтепродуктов и угля (доля последнего незначительна) общей стоимостью примерно 54,23 млрд злотых ($14,6 млрд). Доля российских нефтяников составила примерно 73,45% от общего объема польского нефтяного рынка. Кроме того, нефть и нефтепродукты в Польшу поставляли Казахстан, Германия, Чехия, Норвегия и некоторые другие страны, среди которых не было ни одной арабской.

Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива