Экономика, 21 окт 2015, 19:52

Выехали на биржу: как сын основателя Ferrari превратился в миллиардера

В среду на бирже NYSE начались торги акциями Ferrari. Капитализация компании с началом торгов достигла $11 млрд. IPO превратило сына основателя марки — Пьеро Феррари — в миллиардера. Ему принадлежит десятая часть компании
Читать в полной версии

В среду на Нью-Йоркской бирже (NYSE) начались торги акциями итальянского автопроизводителя Ferrari. До этого компания провела IPO, в ходе которого инвесторы оценили компанию в $9,8 млрд. В ходе размещения им было предложено 9%, сумма сделки составила $893 млн. Если банки-организаторы размещения воспользуются своими опционами, объем размещения достигнет $982 млн. После начала торгов на NYSE акции Ferrari подорожали на 17%, капитализация компании достигла $11 млрд. По оценке The Financial Times, в ближайшем будущем она составит $12 млрд.

До выхода на биржу единственным миноритарием Ferrari был сын основателя компании Энцо Феррари — Пьеро Феррари, которому принадлежало 10% акций (15,3% голосов). В середине октября Forbes и Bloomberg спрогнозировали, что после IPO Ferrari состояние Пьеро Феррари составит $1,27–1,3 млрд. По расчетам Forbes, больше $900 млн из этой оценки приходится как раз на долю бизнесмена в Ferrari, оставшаяся сумма – доходы, полученные ранее от сделок с концерном Fiat Chrysler Automobiles (в мае 2013 года во время реорганизации концерна FCА Пьеро получил от него €280 млн).

Продавцом акций Ferrari в ходе IPO был FCA, который остается основным владельцем Ferrari. До выхода Ferrari на биржу FCA контролировал 90% акций автопроизводителя. Деньги инвесторов FCA планирует потратить на собственное развитие: инвестиционная программа концерна составляет €48 млрд, из них около $3,2 млрд компания должна получить от Ferrari (до апреля 2016 года компании предстоит выпустить облигации).

Оставшиеся 80% акций Ferrari FCA собирается распределить среди собственных акционеров. В результате около 24% акций компании (или 36% голосов) получат основные владельцы Fiat – семья Аньелли. Остальные акционеры FCA поделят между собой оставшиеся 66% акций Ferrari, на которые приходится 49% голосов. 

Наследник империи

Пьеро — единственный живой потомок Энцо Феррари. Его мать, Лина Ларди, была многолетней любовницей Энцо. Родившийся в браке Энцо с Лаурой Гарелло сын Альфредино умер в возрасте 24 лет в 1956 году. В последние годы Пьеро Феррари был вице-председателем Ferrari. Его роль в управлении компанией была скорее символической: он олицетворял преемственность — остальной пакет акций в размере 90% контролировал сначала концерн Fiat, а затем — FCA.

Сила бренда

Глава концерна FCA Серджио Маркионне часто напоминает, что Ferrari — это не только автомобильная компания, но и производитель предметов роскоши — наравне с люксовыми LVMH (принадлежат марки Louis Vuitton и Moët & Chandon) и Richemont (Cartier, Piaget и Mont Blanc). За счет этого капитализация Ferrari в $9,8 млрд равна почти половине рыночной стоимости FCA (капитализация концерна на 21 октября – $20,48 млрд).

По итогам прошлого года Ferrari продала лишь 7255 автомобилей (FCA — 4,6 млн), ее выручка за тот же период составила €2,8 млрд (FCA — €96,1 млрд). В 2015 году издание BrandFinance, которое занимается составлением рейтингов самых дорогих торговых марок, оценивало бренд Ferrari в $4 млрд. В рейтинге самых влиятельных брендов в 2015 году Ferrari оказался на десятом месте. Еще в 2014 году итальянская марка возглавляла этот список, но отсутствие побед в «Формуле-1» пошатнуло ее позиции.

В последние годы Ferrari активно стремится зарабатывать на своем бренде. В 2010 году в Абу-Даби был открыт развлекательный комплекс Ferrari World, признанный пять лет спустя одним из самых привлекательных туристических объектов на Ближнем Востоке. Компания активно занимается продажей собственной атрибутики: кепок, шарфов, футболок и т.д. В структуре выручки Ferrari в 2014 году на лицензионные соглашения приходилось 17,6%.

Факторы риска

Основная опасность, которая подстерегает новых акционеров Ferrari, — это потеря поддержки со стороны материнского концерна, и рост конкуренции со стороны новых игроков. Основные конкуренты итальянской марки на рынке дорогих спортивных автомобилей пока Porsche и Lamborghini (оба принадлежат Volkswagen). Самый яркий среди «новичков», которые могут потеснить эти марки, – производитель электрических автомобилей Tesla. Кроме того, в разработке собственного автомобиля давно подозревают Apple. Исследования в этой области также ведет Google. Ferrari тоже экспериментировала с новыми технологиями в своей последней модели LaFerrari, выпущенной ограниченным тиражом 499 экземпляров. Но пока у компании нет более доступной версии с электрическим или гибридным двигателем.

Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Что нужно учитывать при переходе на российский игровой движок
Pro
Когда восприятие возраста мешает жить: 5 способов снять ограничения