Давосский форум, 22 янв 2015, 12:48

Порошенко, Китай и нефтяные тревоги: чем запомнился первый день в Давосе

Центральными темами первого дня форума в швейцарском Давосе стали конфликт на Украине, падение цен на нефть и «новая норма» китайского экономического роста. Президент Украины Петр Порошенко вновь обвинил Россию в «агрессии» и насчитал на Украине 9 тыс. российских солдат, западные нефтяные мейджоры вступили в полемику с ОПЕК, а премьер Китая пообещал, что вторая по величине экономика мира избежит «жесткой посадки»
Читать в полной версии
(Фото: REUTERS 2015)

Украинская повестка

Президент Украины Петр Порошенко явно подготовился, чтобы эмоционально воздействовать на западную публику. В своей речи в Давосе он говорил о приверженности украинцев европейским ценностям, а трагические события на юго-востоке страны попытался объяснить через отсылку к недавним терактам в Париже.

Он рассказал о своих впечатлениях от посещения марша солидарности с Францией после терактов. «Я помню слоганы – Je suis Charlie и «Мы не боимся терроризма, потому что мы едины», – сказал Порошенко. – Через два дня после этого российская ракета, которую выпустили поддерживающие Россию террористы, попала в автобус с 13 мирными жителями в Волновахе. И все украинцы сказали Je suis Volnovakha – «мы все вместе с этими невинными жертвами террористического акта».

С собой на выступление Порошенко привез фрагмент изрешеченного осколками автобуса из Волновахи. «Для меня это символ теракта против моей страны, – заявил президент Украины, – такой же, как для Франции Charlie Hebdo».

Он также заявил, что на территории Украины находятся 9 тыс. российских военнослужащих, и это стало едва ли не самой радикальной оценкой вовлеченности России в украинский конфликт со стороны официального Киева.

«Я обещаю, что ситуация на Украине будет абсолютно прозрачной и стабильной, если Россия закроет границы и выведет все войска с нашей территории, потому что сейчас, по данным, которые подтверждаются нашей разведкой и независимыми источниками, более 9 тыс. российских военных находятся на территории Украины», – сказал Порошенко.

По его словам, российские войска действуют при поддержке тяжелых вооружений, включая танки и артиллерию. «Если это не агрессия, то что тогда агрессия?» – риторически спросил украинский президент.

Корреспонденты Guardian отметили, что Порошенко «выглядит очень хмурым и усталым». Вечером, не дожидаясь второго дня форума, президент Украины вылетел обратно в Киев в связи с обострением конфликта на востоке страны. Но перед этим Порошенко встретился с главой МВФ Кристин Лагард и попросил у нее дополнительного финансирования для Украины. В апреле 2014 года МВФ одобрил двухлетнюю кредитную программу в размере $17 млрд, из которых Киев успел получить только $4,6 млрд. В декабре стало окончательно понятно, что одобренных денег Украине не хватит: МВФ оценил дополнительные нужды страны в $15 млрд.

«Украинские власти попросили заменить существующее кредитное соглашение Stand-By многолетней программой EFF [Extended Fund Facility]», – сообщил МВФ сразу после встречи Лагард с Порошенко. Механизм EFF предусматривает более продолжительный период возвращения кредита – от четырех с половиной до 10 лет. Лагард сказала журналистам, что исполнительный совет МВФ соберется как можно скорее для рассмотрения украинской заявки, но дала понять, что властям в Киеве придется пойти на еще более обширные и глубокие экономические реформы в обмен на кредит.

Украинская повестка могла бы стать важнейшей на Давосском форуме в этом году, но отсутствие первых лиц из России не позволило организаторам реализовать амбициозные миротворческие планы. Из-за обострившейся ситуации на востоке Украины, где в последние дни  возобновились столкновения между украинской армией и ополченцами, Порошенко был вынужден сократить пребывание на форуме до одного дня.

Плановое снижение Китая

Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян стал первым c 2009 года представителем высшего китайского руководства, посетившим Давос. Его выступление вечером первого дня собрало намного большую аудиторию, чем речь Порошенко, что и понятно: для ориентированных на бизнес гостей Давоса происходящее на Украине – все еще региональный конфликт, а Китай – это глобальный экономический фактор. Рост экономики КНР в 2014 году замедлился с 7,7% до 7,4% – худшего показателя с 1990 года – и оказался ниже официальной цели по ВВП. «Все взоры в мире сейчас устремлены на Китай», – сказал председатель ВЭФ Клаус Шваб, предваряя выступление китайского премьера.  

Ли Кэцян признал, что в 2015 году рост в Китае может еще более замедлиться, но обнадежил аудиторию тем, что «жесткой посадки» экономики не будет, угрозы системного финансового кризиса в Китае нет. Правительство контролирует финансовые риски, сказал премьер, а замедление экономического роста – во многом сознательный выбор властей, связанный с перестройкой экономики. Китай вступил в фазу «новой нормальности», переходя от «высокого роста к росту в диапазоне от среднего к высокому». 

Ранее на одной из сессий форума глава китайского Центробанка Чжоу Сяочуань пояснил, что Пекин готов пожертвовать сверхвысокими темпами экономического роста ради устойчивого развития.

Миру было принципиально услышать от Ли Кэцяна и то, что Китай открыт глобальным ценностям, не намерен доминировать над другими странами и выступает за разрешение региональных трений дипломатическим путем. Это было своеобразной перекличкой с прошлогодним Давосским форумом. Год назад в Давосе японский премьер Синдзо Абэ рассказал, что обеспокоен риском военного столкновения между Китаем и Японией, проведя параллель с кануном Первой мировой войны (в 2014 году как раз исполнилось 100 лет со дня начала Первой мировой).

Полемика ОПЕК и нефтяных компаний

Нефтяная отрасль воспользовалась давосской площадкой, чтобы донести до ОПЕК и всего мира свои тревоги по поводу цен на нефть, упавших за полгода до шестилетних минимумов. Сейчас нефтяные котировки зависли в диапазоне $45–50 за барр., но в перспективе нескольких лет цена может подскочить до $150–200, если текущий спад приведет к заморозке многих долгосрочных проектов по добыче, предупредил глава Eni Клаудио Дескальци в кулуарах форума.

Глава Eni призвал ОПЕК сыграть ключевую роль в стабилизации рынка. «ОПЕК – как центральный банк для нефти, который должен обеспечить стабильность цен, чтобы компании могли инвестировать без перебоев», – пояснил он. Его настроения разделил гендиректор французской Total Патрик Пуянне. «Естественное снижение добычи на существующих месторождениях в мире составляет 5% в год, – сказал он. – Это означает, что к 2030 году более половины действующей мировой нефтедобычи исчезнет». Необходимо инвестировать «огромное количество денег», чтобы компенсировать этот будущий дефицит. Но сейчас компании сокращают инвестиции, опасаясь длительного периода низких цен. Глава BP Боб Дадли заявил в Давосе, что цены останутся низкими еще два-три года.

В заочную полемику с нефтяными мейджорами вступил генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри, вставший на защиту ноябрьского решения картеля не вмешиваться в ситуацию на рынке, перенасыщенном нефтью. «Если бы мы в ноябре сократили добычу, тогда нам пришлось бы сокращать снова и снова, поскольку производители вне ОПЕК [главным образом США] продолжали бы наращивать добычу», – пояснил Бадри на форуме. Но себестоимость нефти ОПЕК ниже, чем в Северной Америке. «Давайте сначала будем извлекать более дешевую нефть, а потом уже более дорогую, – заявил Бадри. – Почему менее затратные производители должны сокращать производство и давать дорогу более затратным?»

По его словам, фундаментальные рыночные факторы не оправдывают падения цен на 50%. «Цена отскочит, и мы очень скоро вернемся к нормальной ситуации», – заверил генеральный секретарь ОПЕК, заметив, что в его жизни так происходило «три или четыре раза».

Победители и «лузеры»

Модератор дискуссии на тему геополитики и энергетики Дэниэл Ергин заметил, что встреча с участием вице-премьера России Аркадия Дворковича и генерального секретаря ОПЕК Абдаллы аль-Бадри крайне актуальна, если судить по переполненному залу. «И еще пара сотен человек стоят в очереди за его пределами в надежде попасть внутрь», – сказал Ергин.

Дискуссия была сосредоточена вокруг изменившейся ситуации на рынке энергоносителей: появлении новых влиятельных игроков, таких как США, шагов европейских стран по диверсификации энергопоставок (на примере Литвы), фактического отказа ОПЕК «спасать» цены на нефть. Участники дискуссии говорили о том, кто в этих новых условиях будет победителем, а кто – проигравшим. Обсуждение было весьма неформальным – в зале много шутили и смеялись. Но выводы складывались не в пользу России. 

Президент Литвы Даля Грибаускайте рассказывала, как ее страна стремится к энергонезависимости от России – до недавнего времени единственного поставщика газа в Литву. В декабре 2014 года Литва получила первый импортный СПГ через недавно построенный терминал в порту Клайпеды. «В этом контексте правила игры изменились навсегда, – заметила она. – Особенно для тех стран, которые привыкли не инвестировать в технологии, а просто пассивно экспортировать ресурсы». Им придется приспосабливаться – или их ждет неудача, предупредила Грибаускайте.  

«Как раз рядом с вами сидит страна, которая экспортирует газ и нефть», – пошутил Ергин, передавая слово Аркадию Дворковичу (весь зал засмеялся). Дворковичу модератор предложил ответить на широко обсуждаемый вопрос – как низкие цены на нефть влияют на российскую экономику и бюджет?

«Спасибо [за вопрос]. Сегодня прекрасный день в Давосе, очень солнечный, надеюсь, наша дискуссия его не испортит», – начал свое выступление Дворкович, посмеиваясь. И призвал называть Россию не просто поставщиком, но и партнером, и соответствующим образом выстраивать отношения. «Партнерство с «Газпромом» для нас выражается в том, что цена газа для Литвы в последние годы была на 30% выше, чем для Германии», – парировала Грибаускайте.

Затем Дворковичу вновь пришлось оправдываться, когда главный экономист Международного энергетического агентства Фатих Бироль заметил, что Россия стоит первой в списке проигравших от низких цен на нефть. «Во-первых, мы не лузеры, не называйте нас лузерами», – запротестовал вице-премьер, рассмеявшись, чем вызвал аплодисменты в зале.

«В итоге мы победим», – таинственно добавил Дворкович. «Хорошо, вы временно лузеры», – согласились с ним участники дискуссии. «На самом деле, вы можете выиграть при любом уровне цен, – заявил российский вице-премьер, – если сможете быть эффективными. И это то, что мы собираемся сделать в России». По мнению Дворковича, низкие цены позволяют сосредоточиться на проектах, имеющих наибольшее значение в долгосрочной перспективе, но не стоящих на первом плане, когда цены высоки.

«И для России это хорошо», – заверил вице-премьер. Для России хорошо иметь пусть «умеренные», но стабильные цены на нефть, отметил он. По его словам, лучше стабильные $70–80 за барр., нежели «сегодня $110, завтра $40».

Pro
Как взращивать безумные идеи, которые меняют мир
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Когда восприятие возраста мешает жить: 5 способов снять ограничения