Промышленный оптимизм вырос в январе вопреки «предкризисной истерии»
В январе индекс промышленного оптимизма не только сохранил положительное значение, но и показал «символический рост после стабильности», говорится в обзоре Института Гайдара. Основной вклад в рост индекса внесли оценки, которые производители дают по текущим объемам продаж отечественной промпродукции. Они росли еще в декабре и в январе прибавили сразу четыре пункта.
56% промышленных предприятий оценивают спрос на свою продукцию как нормальный. В условиях объявленного властями кризиса такие ожидания выглядят оптимистичными. Подкосить их не смогла и динамика продаж, которая в январе традиционно переживает обычный для этого месяца каникулярный спад. Очистка от сезонности не обнаружила в темпах роста ничего кризисного, подчеркивается в обзоре.
Запасы готовой продукции тоже не сигнализируют о кризисе. Показатель находится на минимальных уровнях избыточности. Это демонстрирует уверенность предприятий в управлении складскими запасами.
Под давлением декабрьской паники на финансовых и валютных рынках снижение оптимистических настроений показали только планы выпуска. Индекс прогнозов снизился до нулевых значений, как в межкризисные годы. Речь идет именно о «снижении оптимизма», а не «росте пессимизма» – традиционное январское восстановление планов выпуска оказалось в этом году не таким значительным, как в предыдущие годы, подчеркивается в обзоре. В первом квартале промышленность ожидает роста производства, хоть и не масштабного.
В этом авторы обзора не видят ничего удивительного: «в условиях предкризисной истерии и еще более слабого восстановления прогнозов спроса» показатель демонстрирует нулевой баланс, тогда как в прошлые годы он достигал +25 пунктов. В январе положительную динамику показали только прогнозы изменения занятости.
По итогам четвертого квартала свои оценки в обзоре «Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) в IV квартале 2014 года» приводил Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В декабре индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) сохранял значение ноября, снижаясь на 3%. В отрасли продолжается стагнация, пояснялось в обзоре.
Институт Гайдара вычисляет индекс как среднее арифметическое балансов (разностей ответов) по четырем вопросам ежемесячной конъюнктурной анкеты: фактического изменения спроса, оценки спроса, оценки запасов готовой продукции и планов изменения выпуска. Индекс может изменяться в пределах от -100 до +100 пунктов. При положительных значениях преобладают позитивные оценки ситуации, при отрицательных – негативные. Рост значений интерпретируется как улучшение, снижение соответствует ухудшению.