Итоги первого дня ПМЭФ: Россия без курса
Все стратегии развития отраслей в России хороши, но степень исполнения на практике им не соответствует, заявил в четверг министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, это основная проблема российской экономической политики.
Министр привел несколько примеров. Правительство декларирует необходимость снижения регуляторного воздействия на бизнес, но на деле оказывается, что в общем объеме издержек промышленных предприятий 30-35% приходится на те, что связаны с регуляторным контролем.
Правительство декларирует неизменность налоговой системы. В апреле первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что основные направления налоговой политики до 2017г. продлят до 2018г., и до окончания политического цикла налоговая нагрузка не увеличится, но по совокупности платежей это "не совсем так". Власти заявляют о поддержке малого и среднего бизнеса, а затем принимают решения по повышению страховых взносов, и предприниматели "уходят в тень".
Инвесторы вынуждены закладывать риски того, что реализация целей экономической политики пойдет вразрез с формулировкой, они увеличивают требования к доходности проектов и показателям возврата на капитал. Далеко не все проекты способны генерировать такие показатели, поэтому многие из них отсекаются, признал Улюкаев.
На поведение бизнеса влияют и неосторожные заявления чиновников, например, об ужесточении валютного контроля или снижении зависимости от западной экономики, посетовал экс-министр финансов Алексей Кудрин: "Все элементы вдруг стали неопределенными".
Цели экономической политики неясны примерно трети опрошенных Сбербанком студентов экономических вузов, чиновников, бизнесменов и экспертов, представил данные глава банка Герман Греф. Он подчеркнул, что экономическая политика властей не до конца понятна и ему, причем ни декларируемые цели, ни их реализация.
С похожим признанием выступил глава РЖД Владимир Якунин. "Нам нужно продолжать реализовывать промышленную политику, экономическую политику, но в понятных пределах и в понятном смысле", - призвал он.
Масла в огонь подлили события на Украине и санкции Запада, говорит Кудрин. Глава совета директоров АФК "Система" Владимир Евтушенков признает: из-за санкций финансирование "не так доступно, как прежде", "Башнефть" и "Детский мир" отказались от IPO. "Все эти годы мы жили в расслабленном состоянии. Высокие цены на нефть позволили наращивать социальные и военные расходы. Боюсь, золотого века больше не будет", - сказал он РБК.
Неопределенность, подогреваемая развитием крымского кризиса, уже привела к существенному оттоку капитала из России. По данным ЦБ, чистый вывоз капитала банками и предприятиями в первом квартале 2014г. достиг $50,6 млрд. Для сравнения: по итогам всего прошлого года он составил $59,7 млрд. Минэкономразвития прогнозирует отток по итогам этого года на уровне $90 млрд, и России нужно восстанавливать доверие инвесторов, уверен глава Минфина Антон Силуанов.
Весь день чиновники и бизнесмены обсуждали, как стимулировать экономический рост, который, по сценарию Минэкономразвития, не превысит 0,5% в 2014г. Озвучиваемые меры не отличались оригинальностью: начало структурных реформ, развитие механизмов государственно-частного партнерства, повышение вложений в инфраструктуру, расширение инструментов кредитования бизнеса. Свой рецепт есть у помощника президента Сергея Глазьева: "Воровать не надо. И обманывать государство".
Между тем бизнесмены стараются сохранить бодрость духа. "Я бы не сказал, что спад несет сегодня существенные риски для экономики, - сказал РБК глава совета директоров ГК "Ренова" Виктор Вексельберг. – Вероятно, мы еще длительное время будем находиться в такой неизменно стабильной ситуации и выбираться из нее еще долго, но отрасли, где мы присутствуем, вселяют в меня разумный оптимизм".
"Санкции не помогут нам развить собственные технологии - это вызов. Есть такое животное - шакал. Когда его загоняют в угол, он может и на льва наброситься, и, бывает, спасается. Нас пытаются загнать в угол. Если мы сможем найти выход, хорошо", - вторит ему Евтушенков.
Никто ничего не понимает
Алексей Улюкаев, министр экономического развития
А что такое экономическая политика? Это заявленные цели? Или неуклонное обязательное их достижение? Это приверженность раз и навсегда сформулированным принципам и правилам? Или их трансформация в зависимости от изменяющейся макроэкономической глобальной обстановки? Наша проблема во многом была, по-моему, Карамзиным еще сформулирована: жесткость законов российских компенсируется необязательностью их выполнения. Стратегии-то у нас все хороши, а вот степень их исполнения на практике...
Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД"
Нам не надо переворачивать вектор сотрудничества с Запада на Восток или с Востока на Азию. Нам нужно продолжать реализовывать промышленную политику, экономическую политику, но в понятных пределах и в понятном смысле. Я не очень тоже понимаю, что у нас сегодня называется экономической политикой.
Герман Греф, председатель правления Сбербанка
Мне экономическая политика правительства до конца не понятна. Мне непонятна экономическая политика не только в ее провозглашенном виде, но и в проводимом, а тем более есть еще большой разрыв между тем, что декларируется, и тем, что имплементируется [выполняется], что, наверное, неизбежно. Любое государство не может имплементировать свои планы на 100%, но от того насколько узок гэп [разрыв] между декларацией и имплементацией, зависит эффективность правительства соответствующего.
Яна Милюкова, Петр Кирьян