Экономика, 22 мая 2015, 19:12

Депутаты потребовали вызвать Силуанова на ковер

Парламентарии раскритиковали бюджетную политику Минфина — она помогает наполнить казну, но не стимулирует развитие. Получить объяснения депутаты хотят лично от министра Антона Силуанова
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

​Вопросы к бюджету

Представители фракции «Единая Россия» хотят пригласить на «парламентский час» министра финансов Антона Силуанова. По словам вице-спикера Госдумы Владимира Васильева, к Силуанову у депутатов накопилось много вопросов. Речь идет о подходе Минфина к налогам и ограничению государственных расходов.

Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров жестко раскритиковал налоговую и бюджетную политику министерства, которая, по его словам, решает только фискальную проблему наполнения бюджета, игнорируя стимулирующую часть. Он считает, что министерству финансов нужно признать свои ошибки и не пытаться сохранить то, что «вредно для нашей экономики».

В письме, адресованном заместителю министра финансов Алексею Лаврову (копия есть у РБК), он также ссылается на майское письмо Минфина о сокращении госрасходов, называя его «беззаконием».

Как ранее писал РБК, при подготовке бюджета на следующий год в приоритете правительства — публичные нормативные обязательства, импортозамещение и цели майских указов президента. В остальном министерствам и ведомствам «следует предусмотреть оптимизацию структуры и объема расходных обязательств», следовало из одного из писем, разосланных Минфином по ведомствам в преддверии начала бюджетного процесса. Они должны обосновывать расходы, превышающие «доведенные предельные объемы», и не могут самостоятельно проводить индексацию расходов на уровень инфляции и изменения курса рубля.

В связи с этим Госдума направит запрос в правительство и Счетную палату с просьбой пояснить, является ли такое сокращение объемов бюджетных средств по сравнению с уровнем, прописанным в законе о федеральном бюджете на 2015–2017 годы, «позицией министерства финансов или это позиция правительства РФ» — и нет ли здесь нарушения бюджетного законодательства. Поручение подготовили первый зампред КПРФ Сергей Решульский и заместитель главы фракции коммунистов Николай Коломейцев.

Минфин пообещал стабилизировать рубль

Плавающая валюта

Россия вошла в ситуацию, когда резких скачков рубля больше не будет, считает заместитель министра финансов Алексей Моисеев. «Очевидно, рубль у нас — плавающая валюта. Конечно, я думаю, что мы вошли в ситуацию, когда вот таких резких скачков уже не будет», — заявил Моисеев в интервью телеканалу «Россия 24».

Курс стабилизировался

По его словам, курс рубля стабилизировался. «Как помните, мы говорили в декабре и январе, что рубль, конечно, вернется с тех уровней, которые были связаны во многом со спекулятивной активностью. Сейчас это и произошло», — добавил Моисеев.

Интервенции ни при чем

Накануне первый зампред ЦБ Ксения Юдаева заявила, что регулярные интервенции ЦБ на валютном рынке если и оказывают, то минимальное влияние на курс рубля. «Мы никогда не даем прогнозов по курсу рубля. Среди факторов, которые влияют на курс, основной фактор — это колебания цен на нефть, других цен на товары, притоки, оттоки капитала. Наши регулярные интервенции если и оказывают, то минимальное влияние», — сказала Юдаева. Первый зампред ЦБ также не исключила изменение объема регулярных интервенций.

Резервы пополняются

С 13 мая Банк России принял решение покупать доллары по $100–200 млн ежедневно. Оно было обусловлено нормализацией ситуации на внутреннем валютном рынке и принято для пополнения международных резервов, пояснил ЦБ.

Удобный кодекс

Отдельно Макаров раскритиковал подготовленный Минфином проект нового Бюджетного кодекса. «Единственная задача, которая была поставлена в этом проекте Бюджетного кодекса — сделать его удобным для Минфина», — сказал депутат в пятницу (цитата по Интерфаксу).

Отношение депутата к документу раскрывается в  письме Лаврову, в котором он «благодарит» чиновника за присланную ему новую редакцию кодекса: «Представление этих материалов в распечатанном виде особенно любезно со стороны Министерства финансов, поскольку позволяет Государственной думе сэкономить 522 листа бумаги, что является, очевидно, первым шагом на пути реализации предложенного вашим письмом… сокращения расходов парламента страны».

В случае принятия нового кодекса «не только парламент, но и правительство (не говоря уже о профильных министерствах и ведомствах) выводятся из процесса принятия важнейших решений по формированию и исполнению бюджета» пишет Макаров, предполагая, что это делается «для удобства работы Минфина».

Новый Бюджетный кодекс призван заменить действующую редакцию, которая была принята в 1998 году и с тех пор претерпела более ста правок. Как ранее сообщал «Коммерсантъ», Минфин объясняет необходимость обновления документа желанием объединить все принятые бюджетные законы в единую систему, добавив ряд новых положений. Изменения в Бюджетном кодексе потребуют также внесения правок в Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и целый ряд других законов.

В новой редакции пересматривается природа обязательств государства: они делятся на нормативно-правовые и договорные. Первые возникают в соответствии с законом и не требуют подтверждения в бюджетном процессе, вторые обусловлены договором,​ и для них необходимо устанавливать лимиты бюджетных средств. Кроме того, появляется новый вид межбюджетных трансфертов — горизонтальные субсидии для перечисления денег между регионами для финансирования совместных проектов. Сохраняются вертикальные субсидии: от федерального центра — регионам, а от них — местным бюджетам.

Новый Бюджетный кодекс может быть введен в несколько этапов: сначала, с 1 января 2016 года, заработают нормы, необходимые для верстки бюджетов на 2017 год, затем — положения, используемые при реализации принятых бюджетов. С 1 января 2019 года вступят в силу статьи кодекса об оценке состояния долговой устойчивости регионов и муниципальных образований.

Претензии депутатов к проекту Бюджетного кодекса в Минфине комментировать отказались. Собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства отметил, что отсутствие стимулирующих мер в основных направлениях налоговой политики – прямое следствие пожеланий президента не менять налоговую политику до 2018 года.

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Хайп и разочарование: каким был 2024 год для ИИ и чего ждать в 2025-м
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist