Экономика, 22 июл 2004, 18:17

Рынок картона сворачивается из-за высоких цен

Производители упаковки из картона столкнулись с повышением цен на исходное сырье. Они считают, что целлюлозно-бумажные комбинаты пользуются своим монопольным положением.
Читать в полной версии

С начала июля целлюлозно-бумажные комбинаты повысили на 3-5% цены на картон белый и крафт, которые используются при производстве упаковки из картона. Для «упаковщиков» недавнее повышение цен стало неприятным сюрпризом: традиционно комбинаты повышали цены в начале осени, когда они останавливают часть мощностей для профилактики и сокращают производство.

В этом году по крайней мере один комбинат – «Нойзидлер Сыктывкар» – решил встать на профилактику пораньше, а его конкуренты решили поднять цены, пользуясь высоким спросом. В результате потери несут производители упаковки, которые вынуждены повышать цены, и их заказчики, которым приходится пересчитывать долю упаковки в стоимости продукции.

По информации, предоставленной производителями упаковки, с 1 июля ОАО «Архбум» повысило цены на картон на 4-5%, на бумагу – на 3-4%, ОАО «Нойзидлер Сыктывкар» подняло цены на картон белый и крафт на 4-5%, бумага производства ООО «Уралбумага» подорожала на 3-4 %. В июньских контрактах цены на картон-крафт колебались от 11 до 15 тыс. руб. за тонну. И уже в ходе подготовки этого материала пришла новость, повергшая игроков рынка в шок: ЦБК, причем все одновременно, объявили о повышении цен на 8% с 1 августа. Для компаний – производителей упаковки из картона доля сырья в себестоимости готовой продукции составляет 63% (иногда и больше, до 75%). Недавнее повышение цен уже заставляет их пересматривать цены на упаковку для крупных клиентов. «У нас уже была беседа с мясокомбинатами о том, что им тяжело вот так сразу платить больше за коробки – конкуренция высокая, и так просто на 2-3% цены (примерное удорожание упаковки. – РБК) не поднимешь», – заявил представитель упаковочной компании, знакомый с ситуацией на Черкизовском и Микояновском мясокомбинатах.

На целлюлозно-бумажных комбинатах повышение цен объясняют ростом издержек, а также техническими аспектами. Комбинаты присылают письма и факсы с новыми расценками, иногда объясняя причины пересчета цен. Так, ОАО «Архбум» извещает клиентов о росте цен на древесину, электроэнергию и перевозки, «Нойзидлер Сыктывкар» просто разослал информацию о новых ценах, а Котласский ЦБК известил покупателей о корректировке объемов производства. Традиционно пересмотр цен происходил в конце лета и перед Новым годом, когда наблюдается рост спроса на упаковку, однако в этом году ажиотаж на рынке начался раньше, что связывают с ранней остановкой комбинатов. В частности, ОАО «Архбум» сократило производство под предлогом ежегодной профилактики. Как стало известно РБК, объем производства будет сокращен и на «Нойзидлер Сыктывкар». «В нашей ситуации можно говорить о плановой остановке в августе – на ежегодный ремонт, – сообщили РБК в столичном представительстве «Нойзидлер Сыктывкар». – Сегодня на цены может влиять остановка раньше срока на «Архбуме»». Впрочем, покупатели картона-крафта считают, что комбинаты повышают цены не только потому, что им необходимо встать на ремонт и выгоднее распродать картон со склада.

Сами производители упаковки из картона приводят несколько «собственных» объяснений того, почему растут цены. Во-первых, целлюлозно-бумажные комбинаты пользуются тем, что спрос на упаковку растет, а значит, рост цен не отразится сильно на объемах сбыта. «Сегодня больше производят – большее количество товара надо упаковывать, к тому же спрос на товары в хорошей упаковке, которые чуть дороже неупакованных, действительно, сильно вырос, если верить маркетологам. Мы проводим постоянный мозговой штурм, чтобы определить, что мы можем сделать, чтобы сгладить негативное влияние роста цен, для наших клиентов. Видимо, одним из выходов будет снижение качества сырья и, следовательно, уход в более дешевую упаковку. Возможен также переход клиентов в класс упаковки «премиум», где рост цены не так чувствителен. Мы готовы предложить клиентам обе возможности», – сообщил РБК руководитель продаж московского филиала компании «ГОТЭК», Димьян Стеничков. Во-вторых, комбинаты пользуются хорошей внешней конъюнктурой и низкими пошлинами на экспорт бумажного сырья: сегодня действует экспортная пошлина в 10%, которая не является препятствием для комбинатов, которые иногда до 70% производимого сырья поставляют за рубеж. В-третьих, комбинаты пользуются тем, что каждый из них, фактически не имеет конкурентов внутри страны. Так, лучший по качеству картон-крафт коричневый выпускают всего два предприятия – «Архбум» и «Нойзидлер Сыктывкар», если брать белый картон, то тут в лидерах производства только «Нойзидлер Сыктывкар». Переключиться на импорт сырья российские компании не могут из-за разницы в стоимости внутреннего и импортного сырья, которая определяется 15%-ной таможенной пошлиной (это тоже позволяет ЦБК повышать цены).

Интересно, что пока производители упаковки не обращались в ФАС или правительство с призывами приструнить ЦБК, прежде всего потому, что не уверены в успехе инициативы и опасаются реакции неконтролируемых монополистов. Попытки корреспондента РБК узнать у производителей упаковки, насколько именно повысились цены на закупаемое сырье, в большинстве случаев окончились отказом от комментариев. «Цены, по которым мы закупаем сырье, – это коммерческая тайна», – сообщили РБК в отделе маркетинга ОАО «Московский картонажно-полиграфический комбинат». «У меня есть информация по ценам, но никто Вам ее не предоставит, это закрытая информация», – сказал РБК начальник отдела снабжения ООО «Фирма-Лесбуммаш». Тем не менее везде собеседники соглашались с тем, что цены по будущим поставкам будут выше, чем по текущим сделкам.

Впрочем, бороться с политикой повышения цен ЦБК на сырье для производства упаковки из картона можно и другим путем. «В России есть проекты строительства производств, которые будут перерабатывать макулатуру, – именно так построено производство сырья за рубежом, – приводит пример Димьян Стеничков из ГОТЭКа. – Это позволит частично снять проблему роста цен на продукцию ЦБК и разнообразить источники сырья для выпуска картона-крафта. По данным РБК, еще несколько лет назад подобные производства хотели построить в Московской области, но крупных комбинатов по приему макулатуры до сих пор не появилось.

Pro
Как нанороботы помогают людям жить дольше
Pro
Против агрегаторов заводят уголовные дела. Что будет с этим рынком
Pro
Новый ИИ инженера Суцкевера. Что известно о проекте выходца из OpenAI
Pro
Мы с мамой расстаемся: как поддержать ребенка при разводе
Pro
65% паролей взломают путем перебора за минуту. Как не попасть в это число
Pro
«Киборг», «кентавр» или «марионетка»: кем станут работники в эпоху ИИ
Pro
Цифровая «ачивка» лучше кэшбека на карте: как повышать лояльность зумеров
Pro
Эффект «длинного хвоста»: как продавать в эпоху изобилия