Экономика, 22 июл 2005, 10:09

РЖД повышает тарифы на грузовые железнодорожные перевозки

Новому руководству "Российских железных дорог" (РЖД) во главе с Владимиром Якуниным удалось убедить правительство в необходимости повысить тарифы, не дожидаясь следующего года, сообщает сегодняшний номер издания "Время Новостей".
Читать в полной версии

Эксперты считают, что доиндексация позволит РЖД компенсировать доходы, которые компания недополучает от переориентации грузопотока в сторону речного транспорта (в сторону портов грузы идут исключительно по железной дороге).

Новые расценки начнут действовать с 1 августа, однако 21 июля в ФСТ не исключили, что "это может произойти позже из-за длительного процесса регистрации постановления в Минюсте". Согласно сообщению ФСТ, решение повысить железнодорожные тарифы было принято вследствие сокращения темпов прироста объема промпроизводства (в результате в этом году рост грузооборота составит 2,7% вместо запланированных 4,9%) и перераспределения грузопотоков в пользу портов. Из-за этого доходы РЖД по итогам года могли снизиться по сравнению с запланированными показателями не менее чем на 17,4 млрд рублей.

Железнодорожники уже давно выражают недовольство тарифной политикой, при которой портовики пользовались преференциями, а РЖД теряли доход. До 1 января этого года тарифы на перевозку грузов на экспорт через порты были почти в два раза меньше, чем при транспортировке их через погранпереходы. В РЖД говорят, что по итогам прошлого года компания недополучила около 5 млрд руб. доходов. К тому же железнодорожники жаловались, что порты не инвестируют в свое развитие и в итоге не справляются с возросшим грузопотоком, что приводит к простою вагонов. Потери РЖД от этого в минувшем ноябре составили 10 млн долларов.

В начале года президенту РЖД Геннадию Фадееву удалось добиться повышения "портовых" железнодорожных тарифов на 12,5%, но это не изменило структуру грузопотоков. Основные надежды на решение тарифного вопроса затем связывали с новым главой РЖД Владимиром Якуниным, который сразу же заявил, что если тарифы не будут повышены, компания не выполнит годовой план, утвержденный советом директоров, т.е. государством. Он же сумел убедить правительство в том, что повышение тарифов не повлияет на инфляцию.

Как говорится во вчерашнем сообщении ФСТ, в результате индекс изменения тарифов в среднем по году составит 10,3%, что ниже прогнозируемого Минэкономразвития индекса роста потребительских цен (12,7%). Как полагают эксперты издания, правительству пора переходить к экономически обоснованной политике регулирования тарифов естественных монополий.

Президент РЖД Владимир Якунин сообщил о повышении тарифов ещё 18 июляя на оперативном совещании с руководителями компании. Тогда стало известно, что Федеральная служба по тарифам приняла решение об индексации на 4% с 1 августа 2005г. тарифов на грузовые перевозки, выполняемые компанией. В результате РЖД получит дополнительно 9 млрд руб., заявил В.Якунин.

"Решение об индексации тарифов позволит РЖД получить около 9 млрд руб. дополнительных доходов, которые мы утрачивали в силу определенных макроэкономических процессов, происходящих в экономике", - подчеркнул В.Якунин. Как показали расчеты, отметил он, индексация грузовых тарифов на 4% будет способствовать достижению утвержденных советом директоров РЖД на текущий год объемов чистой прибыли и инвестиционной программы, что создаст основу для эффективного развития компании в среднесрочном периоде.

Воздействие негативных внешних факторов на работу компании усилилось начиная с 2004г., отметил В.Якунин. Тарифы в последние годы индексируются, исходя из потребительской инфляции, а на издержки компании воздействуют, прежде всего, цены промышленных производителей, которые растут опережающими темпами. В результате происходит разрыв между принципами тарифного регулирования и факторами, определяющими эксплуатационные издержки, подчеркнул президент РЖД. Например, в прошлом году тарифы были проиндексированы исходя из 10-процентной расчетной инфляции, а фактический рост потребительских цен составил 11,7%. При этом оптовые цены в промышленности, оказывающие решающее воздействие на издержки ОАО "РЖД", возросли более чем на 24%.

Кроме того, отметил В.Якунин, ОАО "РЖД" понесло миллиардные потери (не предусмотренные утвержденным финансовым планом) из-за изменения структуры перевозок. В текущем году изменения макроэкономических факторов продолжают оказывать негативное влияние на выполнение утвержденных правительством РФ показателей финансового плана компании.

Продолжающийся рост цен на потребляемые железными дорогами материальные ресурсы (продукции черной металлургии - до 40% за 5 месяцев 2005г., мазута - в 2,3 раза, бензина - около 11%, угля - около 7%, дизельного топлива - свыше 5%) неизбежно ведет к более высоким темпам роста расходов по сравнению с утвержденным на текущий год планом, подчеркнул глава РЖД.

Стоит также напомнить, что согласно решению правительства от 16 июня было одобрено повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2006г. до 8%, в 2007г. - до 7%, в 2008г. - до 5,5%.

Владимир Якунин был назначен президентом ОАО "РЖД" 15 июня с.г. До нового назначения пост главы РЖД занимал Геннадий Фадеев, который до создания компании был министром путей сообщения РФ. Впервые на пост главы МПС он был назначен в 1992г. и находился на этом посту до 1996г. Затем он был генеральным секретарем Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, а с 1999г. возглавлял Московскую железную дорогу.

Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию