Экономика, 22 июл 2011, 10:24

Эксперт: За срыв перехода на "Евро-4" надо наказывать

Необходимо создать механизм, который позволил бы наказать государственные нефтяные компании, сорвавшие переход России на экологический стандарт автомобильного топлива "Евро-4" с 1 января 2011г., и одновременно компенсировал бы потери тем, кто пострадал от очередного переноса сроков.
Читать в полной версии

Такое мнение высказал в эфире новой программы РБК-ТВ "Диалог с Сергеем Алексашенко" глава консультативной группы президентской комиссии по модернизации, экономист Александр Аузан, комментируя итоги июньского заседания комиссии, которое было посвящено вопросам экологии.

По его словам, среди пострадавших - частные нефтяные компании, которые вложились в переоборудование производства и готовы были перейти на новый стандарт, и автомобилестроители, потратившие средства на то, чтобы сделать двигатели, соответствующие новому качеству бензина, и в итоге поднявшие цены на свой товар.

"Вопрос в том, как сделать механизм, который бы одновременно наказывал тех, кто не подготовился, при том что имел для этого возможности, и компенсировал тем, кто подготовился, возможное отложение срока. Нужно организовать переток от государственных нефтяных компаний, которые поставили остальных, как бы сказать, в неудобную позицию, в сторону тех, кто будет нести издержки из-за того, что введение технического регламента отложится на год-полтора", - пояснил свою позицию А.Аузан.

По его мнению, оптимальным выглядит акцизный механизм решения вопроса. "Благодаря ежегодному - с 2011 по 2013г. - повышению акциза на бензин на 1 руб. со 100 л топлива возникает экономический объем для маневра. Можно так называемые дешевые, а на самом деле - плохие, бензины, которые портят двигатели, обложить высоким акцизом, сделать их дорогими и устроить переток в сторону производителей "Евро-4", у которых все готово для перехода с 1 января 2012г. на новый стандарт", - так описал А.Аузан свое видение принципиального решения проблемы.

Однако ведущий программы, директор по макроэкономическим исследованиям национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Сергей Алексашенко усомнился в том, что такой вариант развития событий возможен. "Но ведь это уже напоминает унтер-офицерскую жену, которая сама себя высекла: правительство должно будет наказать государственные нефтяные компании. Вы верите, что эти компании отдадут часть своей прибыли частникам?" - поинтересовался он у собеседника.

На это А.Аузан ответил, что, по его мнению, в ходе заседания комиссии по модернизации именно такая позиция и возобладала. "Поручение президента звучит так: правительству рассмотреть вариант санкций и компенсаций, которые связаны со значительным повышением акцизов, - привел экономист аргумент в свою пользу. - Я знаю, что было совещание, которое проводил председатель правительства с участием и руководителей госкомпаний, и ключевых министров, и идет разработка данного акцизного перераспределения". При этом на вопрос ведущего, в каком же году упомянутые акцизы могут быть введены, гость ответить не смог.

Иллюстрируя крайнюю необходимость перехода на более экологичные топливные стандарты, А.Аузан со ссылкой на министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко отметил, что если вопрос с "Евро-4" наконец решится, то выбросы в больших городах России сократятся примерно вдвое.

Программа "Диалог с…" выходит в эфир РБК-ТВ по будням в 20:35, повтор - на следующий день в 13:35 и в выходные. В роли ведущих выступают профессиональные финансисты, знаковые фигуры российской экономики: Михаил Хазин (понедельник), Виктор Геращенко (вторник) и Сергей Алексашенко (четверг). "Диалог с…" - это разговор о самых острых и злободневных вопросах российской финансовой жизни. Именно здесь можно узнать из первых уст, какова действительная расстановка сил в российской экономике, каковы перспективы развития и кризисные явления в мире.

Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России