Экономика, 22 авг 2012, 10:25

Острый дефицит: скоро в России станет некому летать

В последние годы российские авиакомпании основательно взялись за свой имидж, начали покупать новые самолеты, чаще летать и расширять маршрутную сеть. Но для того чтобы бороться за мировое первенство в небе, прежде всего необходимы высококвалифицированные пилоты, которых в России катастрофически не хватает.
Читать в полной версии
Фото: РБК

В 90-е гг. с распадом СССР объем авиаперевозок резко сократился, закрылись многие аэродромы, прекратили существование авиаотряды, в результате профессиональные пилоты остались никому не нужными. Получилось, как в старой поговорке: что имеем, не храним, потерявши — плачем. В настоящее время ситуация меняется к лучшему, но воспитание нового поколения пилотов займет длительное время и обойдется в копеечку. Между тем опытные капитаны воздушных судов нужны как никогда. И пока российские власти продолжают спорить о том, какие еще меры необходимо принять для устранения дефицита пилотов, отечественные авиакомпании делят специалистов из прошлого.

Застой и оттепель

Профессией пилота в СССР было принято гордиться. Во времена Советского Союза на всей его территории действовала единая государственная авиакомпания "Аэрофлот", в которой и трудоустраивались практически все выпускники летных училищ и ВУЗов. С распадом СССР все изменилось. И несмотря на то, что России в наследство досталась большая часть "Аэрофлота" с прежним названием, компания не могла приютить всех желающих. А вместе с этим и профессия пилота потеряла свою популярность.

"В этой ситуации, что вполне очевидно, спрос на выпускников летных учебных заведений был практически нулевым, потому что на рынке труда был избыток квалифицированных пилотов, имеющих опыт и готовых работать за умеренную зарплату. Фактически именно за счет заметного избытка специалистов в 90-е гг. и на фоне отсутствия финансирования учебных заведений произошла деградация системы подготовки авиационных кадров", - отмечает руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев.

С середины 2000-х гг. ситуация начала меняться в лучшую сторону. Российский авиационный рынок разросся новыми авиакомпаниями, которые начали возить пассажиров в разные уголки мира. Согласно сегодняшней статистике, российские авиакомпании ежегодно увеличивают перевозку пассажиров примерно на 5-10%, в частности, в 2011г. отечественные компании перевезли 64,12 млн человек (+12,6% к 2010г.).

При этом авиаперевозчики постоянно сталкиваются с одной и той же проблемой — нехватка квалифицированных пилотов. Компании вынуждены бороться за небесных капитанов. И если более крупные авиаперевозчики могут заманить опытных пилотов хорошими финансовыми условиями, то оставшиеся довольствуются услугами тех, кто остался на рынке труда.

Эпоха Возрождения

Для того чтобы специалистов хватало всем нуждающимся, власти России пытаются возродить былую престижную профессию пилота. Об этом свидетельствует положительная динамика в системе авиационного образования, в частности, по специальности "летная эксплуатация воздушных судов" в 2011г. принято 790 студентов и курсантов (2008г. – 475 чел., 2009г. – 750 чел., в 2010г. – 791 чел.), по специальности "аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства" – 334 чел. (в 2008г. – 275 чел., в 2009г. – 332 чел., в 2010г. – 336 чел.).

Стоит отметить, спрос на специальность "летная эксплуатация воздушных судов" очень большой - от 5 до 7 человек на место. Выпуск студентов-пилотов в период с 2005 по 2011гг. увеличился в 2 раза, а в планах на 2012г. - 620 выпускников. Всего в 2011г. авиационные ВУЗы выпустили 2 тыс. 483 специалиста, филиалы – 2 тыс. 130 специалистов.

Ежегодно увеличиваются и поставки необходимой техники для учебных заведений гражданской авиации, в частности, в 2011г. поставлено 20 воздушных судов, по 10 самолетов для Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации и Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации. Также поставлено 10 тренажеров для тех же учебных заведений.

Кроме того, в планах государства появилось строительство бетонной взлетно-посадочной полосы в Бугуруслане (Оренбургская область) и создание полосы в Краснокутском летном училище (Саратовская область). Не лишним будет вспомнить, что в июне с.г. уже открыли бетонную полосу в Сасовском училище (Рязанская область).

Однако невозможно в одночасье восстановить то, что разрушалось годами, поэтому дефицит бюджетных средств в системе авиационного образования, нехватка профессорско-преподавательского состава, недостаточность технической оснащенности учебных заведений ощущается до сих пор. При этом количество выпускаемых на сегодняшний день пилотов еще не покрывает нужды всех российских авиакомпаний и власти вынуждены рассматривать всевозможные меры по борьбе с дефицитом специалистов.

Ученье тьма, а неученье свет

Отечественные авиакомпании только и делают, что мечтают о том, когда же пилоты будут поступать к ним в руки не единично, а десятками, между тем, чтобы выучиться на пилота, в России требуется 5 лет. Стоимость образования одного капитана воздушного судна обходится государству в 100-120 тыс. долл., после чего еще авиакомпания доучивает его и тратит на это около 60 тыс. долл. Неоднократно российские авиакомпании высказывали свой протест касательно пятилетнего высшего образования пилота, без которого, по их мнению, можно обойтись.

"Пять лет пилота готовят в высшем учебном заведении. Он приходит к нам, не имея нормального английского языка, без которого летать сегодня в мире невозможно. Он никогда не видел хорошей машины. И в результате нам приходится доучивать его еще 1,5-2 года в специально созданной школе "Аэрофлота". Итого 160-180 тыс. долл. и семь потраченных лет", - говорил глава авиакомпании "Аэрофлот" Виталий Савельев.

Однако независимый эксперт авиационной отрасли считает, что "сейчас в России пилоты имеют комплексное высшее образование". Эти люди являются специалистами, а не любителями с первоначальными навыками. И что будет, если пилот вместо пяти лет будет учиться 2-3 года?" – задается вопросом специалист.

В свою очередь эксперты авиаотрасли полагают, что тенденция к сокращению сроков обучения пилотов в России отражает общепризнанную мировую практику, которая демонстрирует отказ от длительного, и, как следствие, дорогостоящего обучения летного персонала. В качестве удачного примера можно привести систему образования в США или Европе, где у будущего пилота должно быть только отменное здоровье и среднее образование. Достаточно пройти тесты, учиться в течение двух лет - и долгожданная лицензия на легкомоторный самолет в руках. Затем нужно налетать еще 1,5 тыс. часов (примерно 1,5-2 года) и можно получить лицензию пилота, который будет выполнять рейсы уже на современных Boeing и Airbus.

"Один из подходов, который предлагают противники высшего образования, заключается в том, что при необходимости дальнейшего карьерного роста специалист может получить дополнительное образование, повысить свою квалификацию и т.д. Но для того чтобы пилотировать воздушное судно, того объема знаний, который дается сейчас, не просто достаточно, а в избытке", - говорит О.Пантелеев.

Однако в одном мнения экспертов авиаотрасли сходятся - стоит найти золотую середину и пересмотреть программу образования пилотов, но не снижать планку до уровня Европы и США, ведь Россия опять должна идти по своему собственному пути.

Заграница нам поможет

Еще один реальный способ увеличить число пилотов в российских авиакомпаниях - это приглашать на работу иностранцев, что на сегодняшний день строжайше запрещено. Тем не менее, по мнению специалистов авиаотрасли, внесение изменений в воздушный кодекс с целью допуска к управлению воздушными судами граждан других государств позволит полностью решить проблему дефицита пилотов.

Однако существуют и противники такой позиции, мотивируя свое недовольство тем, что хоть материальные блага российских пилотов и подтянули до уровня западных, но социальные блага по-прежнему оставляют желать лучшего. Соответственно, высококвалифицированные пилоты не будут переезжать из Америки и Европы в негостеприимную Россию на тех условиях, которые им смогут предложить. А невостребованные пилоты со всего мира, квалификация которых может быть сомнительной, с удовольствием ухватятся за такую возможность. А такого уровня "специалистов" хватает и в России.

В настоящее время Международная ассоциация воздушного транспорта IATA выступает за открытие рынка труда и унификацию программы обучения летных специалистов различных стран.

"Смысл заключается в том, чтобы создать глобальный единый рынок труда для гражданской авиации, у которого не будет национальных границ. У специалиста будет возможность работать в любой авиакомпании мира", - рассказывает О.Пантелеев, отмечая, что студентам летных ВУЗов нужно лучше учиться, и тогда никто из них не останется без работы.

Неутешительные прогнозы

Между тем, по прогнозам американского производителя авиатехники Boeing, значительный рост спроса на пилотов ожидается в ближайшее время не только в России, но и во всем мире. В частности, в ближайшие 20 лет авиационной отрасли потребуется около 1 млн пилотов и авиатехников (460 тыс. пилотов и более 600 тыс. авиатехников) в связи со значительным увеличением парка самолетов.

"В ближайшие 5 лет в России, скорее всего, изменений радикальных не произойдет, дефицит сохранится. Прогнозы по мировой индустрии тоже неутешительны, вероятнее всего авиаотрасль столкнется с жесточайшим дефицитом квалифицированных кадров, и единственным выходом из сложившейся ситуации будет продолжение наращивания возможности и функциональности бортовых комплексов воздушных судов", - отмечает О.Пантелеев.

Прогнозы совсем неутешительные, особенно для России, но хочется верить, что век современных технологий сыграет свою роль, а усилия авиавластей не пройдут бесследно и принесут свои плоды.

Анастасия Жидкова, РБК

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья