Правительство в платном доступе: как бизнесу откроют ресурсы e-government
На прошлой неделе Минкомсвязи разработало проект постановления, в котором предлагает за плату предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям доступ к инфраструктуре «электронного правительства». В частности, речь идет о единой системе идентификации и авторизации (ЕСИА), через которую проходит авторизация на сайтах госуслуг, и системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), через которую многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) и министерства обмениваются документами и данными.
В пояснительной записке к проекту указано, что продажа компаниям доступа к инфраструктуре «электронного правительства» поможет сократить расходы на функционирование этой инфраструктуры. Однако перечень услуг и их стоимость в проекте не прописаны. Случаи, размер и порядок взимания платы будут прописаны в отдельном указе министерства. В Минкомсвязи пояснили, что расчеты еще ведутся.
Ежегодно на эксплуатацию инфраструктуры «электронного правительства» выделяется около 2 млрд руб. из федерального бюджета, говорит замглавы Минкомсвязи Алексей Козырев. «С помощью коммерциализации сервисов «электронного правительства», в первую очередь в области идентификации и аутентификации граждан, мы пытаемся сократить нагрузку на бюджет», — объясняет чиновник.
В 2015 году с инициативой создавать на базе «электронного правительства» сервисы и продавать их частным и юридическим лицам выступал «Ростелеком», предлагая при этом забрать у Минкомсвязи полномочия по развитию и эксплуатации инфраструктуры «электронного правительства». По расчетам оператора, реализация этой схемы позволила бы ему в 2016 году получить доход в размере 1,2 млрд руб., в 2017 году — 7 млрд руб., в 2018 году — 9 млрд руб., в 2019 году — 19,8 млрд руб., а в 2020 году — уже 43,6 млрд руб., сообщал «Интерфакс». Предложение было отправлено на доработку.
Кому это интересно
Возможностью получить платный доступ к ЕСИА и СМЭВ уже заинтересовались банки, страховые компании и кредитные бюро, говорят в Минкомсвязи. Компаниям такое сотрудничество удобно с точки зрения безопасности данных: чтобы оказывать услуги клиентам, не надо будет дополнительно идентифицировать пользователей, а безопасность и защита данных будут усилены.
Во сколько обойдется коммерческое пользование инфраструктурой «электронного правительства», компании пока не понимают. «В проекте сказано, что порядок и тарифы будут определяться Минкомсвязи. Мы не владеем информацией, какого порядка это будут суммы. Как это будет происходить — оплата за каждую идентификацию, надо ли будет платить за оборудование — понимания, во сколько это будет обходиться, у нас нет», — говорит руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти УК «Альфа Капитал» Николай Швайковский.
Как рассказали в Минкомсвязи, в конце июля было одобрено подключение ПАО «Россети» к ЕСИА. Теперь пользователи могут подавать заявки на подключение к электросетям через сайт организации, пояснил представитель ведомства. Будут платить «Россети» за подключение и использование ЕСИА или нет, в министерстве пока не знают: «Россети» являются государственной структурой, а нормативных документов, по которым Минкомсвязи может взимать плату, еще нет.
В Евросоюзе уже действует система, которая делает возможной цифровую доверенную коммуникацию между гражданами и фирмами ЕС, рассказывает директор Центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев. Но в Европе государство не взимает плату с провайдеров услуг. «Тот факт, что сейчас в бюджете нет адекватного финансирования на инфраструктуру «электронного правительства», не является основанием для того, чтобы государство занялось предоставлением сервисов конечным потребителям», — считает эксперт. К тому же, указывает Брауде-Золотарев, в настоящий момент инфраструктура электронного правительства не содержит полный набор базовых сервисов, которые необходимы на рынке.
Какие услуги могут быть интересны
Возможность получить доступ к уже существующим услугам и инфраструктуре «электронного правительства» нужна рынку, говорят эксперты. Например, в бизнесе востребовано доверенное удаленное взаимодействие, когда контрагенты, не будучи знакомы друг с другом, заключают сделки. При этом обе стороны могут быть уверены в том, что они действуют по закону и их контракты оформлены надлежащим образом. «Когда клиент заключает договор с брокером, он должен лично прийти и показать паспорт, брокер обязан провести идентификацию. Чтобы заключить договор с российским брокером, клиент обязан явиться в офис», — приводит пример представитель Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Подключение компании к ЕСИА позволит проводить эту идентификацию удаленно, а значит, заключать сделки и привлекать новых клиентов.
Такая возможность есть у УК «Альфа-Капитал», которая полгода назад в тестовом режиме стала использовать ЕСИА для идентификации клиентов при заключении договоров. «Это позволяет без посещения людьми наших офисов стать нашим клиентом. Это довольно удобная для нас опция, и мы видим в этом большое будущее», — рассказывает Швайковский.
По его словам, пользование ЕСИА все же оставляет ряд вопросов: например, об объеме предоставляемых данных и их актуализации. «Изначально был одобрен довольно широкий перечень [предоставляемых персональных данных], а потом Минкомсвязи заняло позицию, что предоставлять будут только фамилию, имя, отчество и реквизиты документа, удостоверяющего личность», — говорит Швайковский. Он рассчитывает, что в рамках коммерческого доступа к ЕСИА эти вопросы удастся уладить.