Экономика, 23 мар 2010, 19:15

Власти прочно удерживают АВТОВАЗ на плаву

Государство продолжает реанимировать отечественный автопром: АВТОВАЗ получит долгожданные 28 млрд руб. через госкорпорацию "Ростехнологии" благодаря дружной поддержке сразу трех министерств. Эти деньги помогут тольяттинскому автогиганту выжить, пока программа по утилизации старых автомобилей будет постепенно увеличивать его продажи.
Читать в полной версии

Накануне Министерство финансов, Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли РФ одобрили стратегию развития АВТОВАЗа до 2020г. Поддержка этого документа являлась обязательным условием для перечисления средств, которые должны подтолкнуть убыточного российского автопроизводителя в светлое будущее.

Эксперты же на это самое будущее смотрят пока с определенной долей скептицизма, хотя и признают реальность некоторых планов автогиганта.

Миллиарды "Ростехнологий"

Очередные миллиарды госсредств пойдут на погашение и реструктуризацию долгов перед ключевыми банками - общий долг АВТОВАЗа к концу 2009г. составлял 80 млрд руб. Разобравшись с насущными долгами, автогигант сможет перейти к реализации той стратегии, которую он представил правительству.

Планы АВТОВАЗа поражают громадьем: инвестиционная программа до 2020г. составит 110 млрд руб., и к этому моменту АВТОВАЗ должен производить 1,25 млн автомобилей, большей частью - под брендом Lada. Едва ли осуществить задуманное без дальнейшей господдержки - тольяттинский автозавод не первый год несет многомиллиардные убытки, а объем продаж по итогам 2009г. составил лишь 350 тыс. автомобилей. На этом фоне более чем обоснованными выглядят комментарии замминистра экономического развития Андрея Клепача о том, что снижать государственную поддержку автопрома не планируется.

Консультант департамента due diligence НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Андрей Чернявский напоминает, что запланированный транш в 28 млрд руб. - это уже не первая госдотация, которую получит АВТОВАЗ. Действительно, только в прошлом году тольяттинскому автогиганту через "Ростехнологии" предоставили 37 млрд руб. Пока эти средства компании лишь помогали держаться на плаву, кардинальных изменений на предприятии не произошло.

Вряд ли что-то изменится и в результате нового транша, считает А.Чернявский. По его мнению, компании необходимы кардинальные изменения в стратегии развития, в управлении, в технологическом плане. Однако в ближайшем будущем таких изменений, скорее всего, не будет, полагает он.

Впрочем, с учетом социальной значимости АВТОВАЗа предприятие, скорее всего, продолжит получать господдержку и в дальнейшем, если того потребуют обстоятельства, заключил эксперт.

Утилизировать и нарастить

Одной из возможностей повысить продажи АВТОВАЗа стала программа утилизации автомобилей, стартовавшая 8 марта с.г. и несколько оживившая умирающий спрос на продукцию завода. Ее суть заключается в предоставлении скидки в размере до 50 тыс. рублей за утилизацию автомобиля старше 10 лет, причем скидки дадут только на автомобили российского производства или сборки.

За 10 дней действия программы дилеры АВТОВАЗа заключили 2 тыс. 74 договора купли-продажи. Дилерам поступило без малого 50 тыс. заявок на покупку автомобилей Lada.

За январь-февраль 2010г. объем продаж автомобилей марки Lada сократился на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2009г. - до 37 тыс. 455 единиц, сообщала ранее Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Несмотря на это, АВТОВАЗ недавно заявил, что в апреле 2010г. выпустит 40,3 тыс. автомобилей, что равнозначно объемам за январь-февраль 2010г. - 40 тыс. 185 автомобилей (данные АСМ-Холдинга).

Впрочем, дилеры считают, что апрельские планы автоконцерна реальны: спрос на автомобили в связи с запуском программы утилизации значительно возрос.

Дилеры констатируют рост продаж

Сеть автосалонов "Питер-Лада" (Санкт-Петербург и Ленинградская область) за две недели с начала действия программы собрала 2 тыс. заявок на автомобили ВАЗ. Из них уже заключено договоров на продажу на 150 автомобилей, сообщил представитель сети. В основном покупатели берут "классику" - около 40%, на Samara приходится 20% и по 10% на Niva, Priora и Kalina.

“Питер-Лада" ожидал меньшего наплыва покупателей, признает представитель компании. За счет программы утилизации питерский дилер рассчитывает увеличить продажи автомобилей ВАЗ в 2010г. на 15-20% по сравнению с 2009г.

Рост спроса на автомобили АВТОВАЗа констатирует и московская сеть автосалонов "Автомир": за счет запуска программы утилизации продажи ВАЗов увеличился на 20-25% по сравнению с тем временем, когда программы еще не было, отмечает представитель сети "Автомир". Всего с начала действия программы "Автомир" продал 38 автомобилей ВАЗ (в основном это "классика"), а собрал 430 заявок.

Рост продаж может облегчить финансовое положение автогиганта - ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов отмечает, что накопление долгов завода может прекратиться, если будут увеличиваться продажи автомобилей и часть получаемых доходов завод будет направлять на погашение долгов.

Но А.Чернявский из "2К Аудит – Деловые консультации" считает, что эффект для АВТОВАЗа от этой программы вряд ли будет значительным. Экономика в этом году постепенно будет выходить из кризиса, что приведет к росту во всех отраслях, говорит эксперт. По автопрому средний рост на конец года ожидается в пределах 8-10%, и АВТОВАЗ сможет рассчитывать примерно на такие же показатели. Д.Баранов из "Финам Менеджмент" называет несколько больший рост - на 10-15%.

Так или иначе, но чтобы выйти на хотя бы на безубыточность, АВТОВАЗу нужно продать в этом году 450 тыс. автомобилей - а значит, нужен рост продаж почти на 30% по сравнению с годом предыдущим.

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Налоговые риски при ликвидации и реорганизации компании. Кто платит
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist