Экономика, 23 апр 2004, 08:07

Казахстан хочет построить альтернативу Транссибу

Казахстан намерен построить трансказахстанскую железнодорожную магистраль протяженностью более 3 тыс. км и стоимостью 4 млрд долл., сообщил министр транспорта и коммуникации Кажмурат Нагманов. Он отметил, что магистраль будет идти от казахстанско-китайской границы до границы с Туркменией, сообщили в управлении внешнеэкономический связей "Казахстан Темир Жолы" ("Казахстанские железные дороги").
Читать в полной версии

Протяженность казахстанского отрезка составит 3070 км. Далее следует 700-километровый отрезок, который планируется проложить через территорию Туркмении, откуда еще 90 км пройдет по территории Ирана. Кроме того, на территории Турции должна быть построена новая железнодорожная линия в обход озера Ван и тоннели под проливом Босфор.

Реализация проекта позволит осуществлять перевозки по железной дороге грузов, ранее перевозимых морским путем, из портов Китая в порт Роттердама за 18 суток. Осуществление проекта значительно снизит стоимость доставки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в страны Европы и обратно. Важное преимущество будущей магистрали – железнодорожная колея международного стандарта. Составам не нужно будет тратить время на границе для замены колес из-за различия в размерах колеи.

После завершения строительства железной дороги на первом этапе до 2010 года ориентировочно планируется увеличить объем перевозок до 35-40 млн тонн. В последующем после строительства второй колеи этот объем может быть увеличен до 100 млн тонн.

Финансирование проекта берет на себя Казахстан, сообщил К.Нагманов. Иран и Турция положительно относятся к реализации проекта. В настоящее время идут переговоры с руководством Туркмении. После переговоров можно будет говорить о реальных сроках начала строительства, отметил Кажмурат Нагманов.

Кроме того, правительство Японии выделило грант казахстанским железным дорогам на маркетинговые мероприятия для определения объема грузов, которые пойдут по этой дороге. ЕБРР выделяет 2 гранта на проведение правовой и экологической экспертизы проекта. Также инициатива Казахстана получила полную поддержку дирекции Исполкома Международного союза железных дорог.

Однако отметим, что в настоящее время задолженность железных дорог Казахстана за использование подвижного состава России и Украины составляет 24 млн долл. Об этом сообщил президент акционерного общества "Казакстан темир жолы" Ерлан Атамкулов. По его словам, вопрос о возврате этих денег возникает при использовании казахстанского подвижного состава на территории этих республик.

Напомним, что в настоящее время большинство грузов из Китая идёт в Европу через Россию – по самой длинной в мире Транссибирской железнодорожной магистрали. В создании альтернативного транспортного коридора «Азия – Европа», кроме Казахстана, заинтересован и Китай, ведь по оценкам МВФ, ежегодный товарооборот между европейскими и азиатскими странами составляет 600 млрд долларов. К 2010 году эта цифра должна увеличиться в полтора раза.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать