Казахстан хочет построить альтернативу Транссибу
Протяженность казахстанского отрезка составит 3070 км. Далее следует 700-километровый отрезок, который планируется проложить через территорию Туркмении, откуда еще 90 км пройдет по территории Ирана. Кроме того, на территории Турции должна быть построена новая железнодорожная линия в обход озера Ван и тоннели под проливом Босфор.
Реализация проекта позволит осуществлять перевозки по железной дороге грузов, ранее перевозимых морским путем, из портов Китая в порт Роттердама за 18 суток. Осуществление проекта значительно снизит стоимость доставки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в страны Европы и обратно. Важное преимущество будущей магистрали – железнодорожная колея международного стандарта. Составам не нужно будет тратить время на границе для замены колес из-за различия в размерах колеи.
После завершения строительства железной дороги на первом этапе до 2010 года ориентировочно планируется увеличить объем перевозок до 35-40 млн тонн. В последующем после строительства второй колеи этот объем может быть увеличен до 100 млн тонн.
Финансирование проекта берет на себя Казахстан, сообщил К.Нагманов. Иран и Турция положительно относятся к реализации проекта. В настоящее время идут переговоры с руководством Туркмении. После переговоров можно будет говорить о реальных сроках начала строительства, отметил Кажмурат Нагманов.
Кроме того, правительство Японии выделило грант казахстанским железным дорогам на маркетинговые мероприятия для определения объема грузов, которые пойдут по этой дороге. ЕБРР выделяет 2 гранта на проведение правовой и экологической экспертизы проекта. Также инициатива Казахстана получила полную поддержку дирекции Исполкома Международного союза железных дорог.
Однако отметим, что в настоящее время задолженность железных дорог Казахстана за использование подвижного состава России и Украины составляет 24 млн долл. Об этом сообщил президент акционерного общества "Казакстан темир жолы" Ерлан Атамкулов. По его словам, вопрос о возврате этих денег возникает при использовании казахстанского подвижного состава на территории этих республик.
Напомним, что в настоящее время большинство грузов из Китая идёт в Европу через Россию – по самой длинной в мире Транссибирской железнодорожной магистрали. В создании альтернативного транспортного коридора «Азия – Европа», кроме Казахстана, заинтересован и Китай, ведь по оценкам МВФ, ежегодный товарооборот между европейскими и азиатскими странами составляет 600 млрд долларов. К 2010 году эта цифра должна увеличиться в полтора раза.