Экономика, 23 апр 2010, 19:30

Калужский Детройт: в автокластер вошли Peugeot, Citroen и Mitsubishi

Линейка собираемых в России иномарок с сегодняшнего дня пополнилась новыми именами - французский автоконцерн PSA Peugeot Citroen и японская Mitsubishi торжественно открыли совместный завод в Калуге. Эксперты предупреждают, что иностранным производителям будет непросто закрепиться на российском рынке: несмотря на оживление автопрома, продажи пока весьма далеки до докризисных.
Читать в полной версии

При этом "вскочить в последний вагон" программы утилизации "древних" автомобилей новый завод вряд ли успеет, а рассчитывать на другую госпрограмму - субсидирование потребительских автокредитов - тоже малоперспективно: ставки по кредитам пока еще высоки. Однако автопром потихоньку выбирается из кризиса, а более низкая цена "российских иномарок" по сравнению с зарубежными привлечет потребителя, прогнозируют эксперты.

Больше машин, хороших и разных

На новом заводе будут производиться пять моделей автомобилей - Peugeot 308, Peugeot 4007, Citroen C4, Citroen C-Crosser, а также Mitsubishi Outlander XL. Производство полного цикла на заводе начнется в 2012г. В этот период годовая производственная мощность составит 125 тыс. автомобилей. Строительство очередного автопроизводства под Калугой, грозящей стать "российским Детройтом" (ранее там был открыт завод Volkswagen), обошлось его хозяевам в 470 млн евро.

Автоконцерн не скрывает, что его руководство возлагает большие надежды на открытие производства в Калуге. Вице-президент Citroen по международным коммерческим операциям и маркетингу Жан-Луи Шамла на открытии завода заявил, что к 2015г. Citroen планирует занять в России 2,8-процентную долю рынка с продажами в 90 тыс. автомобилей в год. При этом количество дилеров планируется увеличить более чем вдвое (с 36 до 75), равно как и число центров продаж (с 45 до 85-90).

Поспеть с утилизацией

Пока продажи автомобилей Peugeot Citroen и Mitsubishi в России падают: в I квартале 2010г. было продано всего 5,7 тыс. автомобилей Peugeot (-42% к I кварталу 2009г.), Citroen - 2,4 тыс. (-27,7%), а Mitsubishi — 4,65 тыс. автомобилей (-36%). При этом доля рынка французского автоконцерна еще и сократилась до весьма скромных 2,7%. Во многом это связано с не лучшей ситуацией на рынке - несмотря на крайне низкую базу начала 2009г., в I квартале 2010г. российский авторынок рухнул еще на 25%.

Эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Петр Клюев полагает, что падение продаж Peugeot и Mitsubishi с начала года, возможно, еще и связано с ожидаемым открытием производства в России. Сегодня автомобили, произведенные за рубежом, облагаются высокими ввозными пошлинами - вполне естественно, что марки автомобилей, которые будут выпускаться в России, в последнее время не пользовались спросом, говорит он. Потребители ожидали снижения цен на данные автомобили, за ввоз которых теперь не будет необходимости доплачивать, считает П.Клюев.

Представитель Минпромторга РФ Алексей Рахманов заявил сегодня, что автомобили Peugeot 308 и Citroen C4 включены в программы льготного кредитования и утилизации. Ожидается, что на следующей неделе будет опубликован дополненный список. Однако едва ли новые участники успеют в ней поучаствовать: по программе уже выписано более трети (73 тыс.) свидетельств из 200 тыс. запланированных, сообщил накануне глава Минпромторга Виктор Христенко.

Аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков также указывает на тот факт, что около 80% машин, реализованных по программе, приходится на продукцию АВТОВАЗа. Те же Renault и Ford, уже давно закрепившиеся в России, продали всего по несколько сотен автомобилей, отметил Рожков.

Особо рассчитывать на программу субсидирования потребительских автокредитов тоже не следует, предупреждает А.Рожков: кредитные ставки все еще высоки и желающих брать кредиты мало.

Ставка на рост и низкие цены

Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов считает, что новый завод сможет предложить более низкие цены по сравнению с импортируемыми в Россию автомобилями. Это должно немного оживить продажи, которые пока оставляют желать лучшего.

По мнению же А.Рожкова, Peugeot и Mitsubishi делают ставку на большой российский рынок. Кризис в автопроме начинает понемногу отступать: ряд марок показывают рост продаж, а прогноз многих экспертов на 2010г. - рост продаж на 7-8%, напоминает А.Рожков.

Сам концерн PSA Peugeot Citroen к 2015г. прогнозирует объем продаж российского автомобильного рынка на уровне 3 млн автомобилей (т.е. до уровня 2008г.). В этом же году объем рынка в России должен составить 1,6-1,65 млн автомобилей, сказал Жан-Луи Шамла.

"На проектную мощность предприятие планирует выйти лишь в 2012г. – к этому времени российский автомобильный рынок уже в достаточной мере должен будет оправиться от кризиса", - считает П.Клюев. С ним соглашается ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. "На полную мощность завод выйдет не сразу, и кризис не вечен, а спрос на машины в нашей стране ещё не удовлетворен", - говорит он.

Впрочем, Peugeot-Citroen не собирается ограничиваться только Россией. По словам Ж.-Л. Шамла, концерн рассматривает возможность экспорта на Украину автомобилей, производимых на заводе в Калуге.

Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти