Экономика, 23 мая 2014, 20:08

Вагит Алекперов - РБК: "Я патриот нефтегазовой промышленности"

Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в кулуарах Петербургского экономического форума рассказал РБК об экспортном потенциале России, о развитии бизнеса в Ираке и об освоении алмазного месторождения.
Читать в полной версии
(Фото: ИТАР-ТАСС)

Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что правительство перестанет ориентироваться в плане экспорта на нефть и газ. Вас как представителя как раз именно этого бизнеса не пугает такая перспектива наших властей?

Нефть и газ - это крупная составляющая экспортных поступлений в России. Мы считаем, что должны развиваться и другие отрасли, но я - патриот нефтяной и газовой промышленности и считаю, что мы должны делать все, чтобы наращивать производство нефти и газа. Потенциал у страны огромный. И теми дополнительными средствами, которые будут поступать от экспорта нефти и газа в бюджет России, просто нужно разумно распорядиться. Если необходимо поддерживать другие отрасли, то да - они имеют право на развитие, но не в ущерб нефтегазовой промышленности.

Что будет с экспортом российских нефти и газа, учитывая возрастающую конкуренцию на мировом рынке?

Сокращать экспорт мы точно не будем. Наоборот, строятся новые коммуникации: Газпром недавно подписал контракт с китайской CNPC, мы расширяем коридор на Дальний Восток России. Построена уникальная система балтийских коридоров. В наших планах на 10-20 лет нет сценариев по сокращению объемов экспорта нефти и газа. Мы наращиваем экспорт высокотехнологичных продуктов - это дизтопливо Евро-5. Россия после модернизации, в ближайшие три года - пять лет, станет крупнейшим экспортером конечного продукта - дизельного топлива. 70 млн т в год будет. Фактически это покроет весь импорт Европы.

В России с добычей все традиционно хорошо, а с переработкой - традиционно плохо. Что делает в этом направлении ЛУКОЙЛ? Собираетесь наращивать мощности?

У России сегодня большие объемы по переработке нефти. Меньше 50% того, что мы перерабатываем, потребляется внутри страны. Вопрос стоит не о наращивании мощностей, а об инвестициях в модернизацию переработки. Чтобы вместо тяжелых продуктов - мазута - выпускать бензин. Раньше энергетика работала на том, что сжигала мазут, теперь же все перешли на газ.

Все четырехсторонние договоры, которые подписали вертикально интегрированные компании с правительством, сейчас выполняются. Мы ежегодно вкладываем около 3 млрд долл. в создание новых установок по глубокой переработке. К 2017г. мы выполним все свои обязательства, и глубокая переработка на наших крупных заводах будет составлять около 90%. Это даст возможность сократить объем переработки сырой нефти и обеспечить рынок востребованным топливом - бензином и дизтопливом, в то же время нарастить экспорт сырой нефти.

Ваш прогноз по стоимости бензина?

Главная составляющая стоимости бензина сейчас - это налоговая база. Это акцизная политика, которую реализует правительство. Каждый год увеличиваются акцизы на бензин. Сегодня маржа переработчика минимальна. Она не превышает 20-30%. Основное - это налоги. Мы предлагаем такую схему: увязать налоговую нагрузку с экспортной ценой на нефть. Чем выше цена на рынке, тем меньше должна быть нагрузка на литр бензина. Это даст возможность нашим потребителям не видеть этих скачков стоимости бензина. Нам же это даст возможность стабильно работать с той маржой, которая позволит провести необходимую модернизацию заводов.

Как у ЛУКОЙЛа обстоят дела в Ираке?

Мы увеличиваем производство. Если во время пуска производство было 120 тыс. барр. в день, то сегодня это около 200 тыс. барр. в день. К концу года мы намерены достигнуть 400 тыс. барр. в день. Уже идет строительство газоперерабатывающих заводов. Мы взяли на себя достаточно жесткие обязательства к 2017г. достичь показателя в 1 млн 200 тыс. барр. в день - это 60 млн т добычи нефти в год. Уверен, мы справимся со всеми задачами, которые там есть.

Насколько в Ираке открытый рынок? Тяжело российским компаниям там работать?

Сегодня мы чувствуем себя комфортно. Мы смогли урегулировать все вопросы по логистике, доставке оборудования, безопасности, взаимоотношения с местным населением. Все вопросы и сложности - в прошлом.

Зачем ЛУКОЙЛу Архангельское алмазное месторождение?

Алмазное месторождение принадлежало активу, владеющему лицензиями на добычу нефти в Ненецком автономном округе. Есть актив, мы его структурировали, инвестировали деньги: это прибыльный бизнес. Надеюсь, что в июне мы введем в эксплуатацию это уникальное месторождение и станем крупным производителем алмазов. Мы готовы рассмотреть предложения от АЛРОСЫ, потому что для них это профильный бизнес. Но готовы и сами месторождение эксплуатировать и получать на нем достаточно хорошую маржу.

Когда ждать алмазы?

Я думаю, что в эксплуатацию предприятие мы введем в июне, а первые алмазы, которые получит рынок, - это август-сентябрь. По нашему контракту всю оценку будет проводить Гохран. Мы решили не делать самостоятельную оценку, поэтому работаем через госпредприятие.

Справка: Вагит Алекперов занимает седьмое место в рейтинге богатейших российских бизнесменов по версии Forbes (13,6 млрд долл.). Он родился в 1950г. Окончил Азербайджанский институт нефти и химии. В конце 1980-х Алекперов работал генеральным директором производственного объединения "Когалымнефть". В начале 1990-х он был заместителем и первым заместителем министра нефтяной и газовой промышленности СССР. В 1992г. стал президентом нефтяного концерна "ЛангепасУрайКогалымнефть". С 1993г. Алекперов - президент ОАО "ЛУКОЙЛ".

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Как новый тип батарей из Китая может начать революцию в мире смартфонов
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg