Экономика, 23 мая 2018, 21:00

Эксперты из Швейцарии заметили улучшение конкурентоспособности России

Россия поднялась в рейтинге самых конкурентоспособных экономик по версии швейцарской бизнес-школы IMD. В этом году ключевыми вызовами для страны станут санкции и рост неравенства, утверждают авторы исследования
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Россия незначительно улучшила свое положение в рейтинге самых конкурентоспособных экономик, поднявшись с 46-го на 45-е место в 2018 году. Рейтинг (есть у РБК) составляла швейцарская бизнес-школа IMD.

Еще в 2014 году Россия находилась на 38-м месте, однако через год опустилась до 45-го. С тех пор ее положение в списке практически не меняется — она находится на 44–46-м местах.

В этом году Россию по конкурентоспособности обгоняют, в частности, Индия (44-е место), Кипр (41-е), Латвия (40-е), Саудовская Аравия (39-е), Казахстан (38-е). В лидеры рейтинга вышли США, поднявшиеся по сравнению с прошлым годом сразу на три позиции и сместившие на второе место Гонконг. На третьем месте, как и годом ранее, — Сингапур. На четвертом — Нидерланды, а замыкают пятерку самых конкурентоспособных экономик мира Швейцария.

Оставшиеся места в десятке занимают преимущественно скандинавские страны: Дания (шестое), Норвегия (восьмое) и Швеция (девятое). На седьмом месте расположились ОАЭ, замыкает топ-10 Канада.

Как оценить конкурентоспособность

Всего в рейтинге этого года представлено 63 страны. Авторы рейтинга оценивают конкурентоспособность по 20 параметрам, разделенным на четыре категории (индекса): эффективность экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и инфраструктура. Сами параметры, в свою очередь, состоят более чем из 300 разнообразных переменных — от вклада в мировой ВВП, цен на бензин и уровня налоговых ставок до стоимости капитала, прозрачности государственной политики и открытости национальной культуры для иностранных идей.

В исследовании принял участие 6371 респондент — из всех стран-участниц, а не только из России (но на вопросы о стране — участнице рейтинга могут отвечать только респонденты, живущие в ней не менее года). Их просили оценить показатели, которые трудно измерить, в частности методы управления в компаниях, уровень коррупции, гибкость компаний. Респонденты отвечали на вопросы по шкале от 1 до 6, затем авторы исследования рассчитывали среднее значение для каждой экономики и переводили его в шкалу от 1 до 10, на основе которой и рассчитывался окончательный результат.

В пределах погрешности

Из четырех категорий по двум (эффективность правительства и бизнеса) Россия улучшила свои позиции, по двум (эффективность экономики и инфраструктура) —  ухудшила (см. инфографику).

Из 20 параметров по 11 Россия ухудшила свое положение, по семи — улучшила, по двум — осталась на уровне 2017 года. Лучше всего (относительно других позиций) у России обстоят дела с международными инвестициями (14-е место), налоговой политикой (16-е место), научной инфраструктурой (25-е место) и образованием (33-е место). Хуже всего — с управленческими методами в бизнесе (60-е место), социальной базой (сюда входят, например, защита права на частную собственность, уровень преступности, коэффициент имущественного расслоения) (59-е место), установками и ценностями (58-е место) и законодательством о бизнесе (57-е место).

По мнению директора Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгия ​Остапковича, управленческая реформа — одна из самых назревших в России, поэтому низкая оценка уровня управления выглядит взвешенной. Эксперт также согласился с низким качеством законодательства о бизнесе, которое сегодня направлено скорее на ограничения и запреты вместо мотивировки и входа в бизнес.

В целом перемещение в рейтинге на одну позицию — это волатильность, которая может быть связана со статистической погрешностью, сказал Остапкович. «По данным IMD, Россия улучшила показатель «международные инвестиции», что кажется сомнительным, поскольку страны под санкционным давлением крайне редко его улучшают», — подчеркнул эксперт. А например, улучшение по международной торговле противоречит данным рейтинга Doing Business, в котором Россия по этому показателю находится в конце списка, отмечает он.

Передвижение на одну позицию не дает оснований говорить о сверхоптимистичных ожиданиях, считает вице-президент Центра стратегических разработок Владимир Княгинин. «Эксперты реагируют на стабильную макроэкономическую ситуацию, несмотря на невысокие темпы экономического роста, санкции и т.д. Сейчас она характеризуется низким госдолгом, низкой инфляцией, устойчивым курсом рубля, низкой безработицей», — сказал Княгинин РБК. Значительная часть замечаний респондентов IMD относится к институциональной политике, которая касается среды для бизнеса, ценностей и «слишком подвижного законодательства», указывает он.

Кто еще оценивал конкурентоспособность России

Глобальные рейтинги конкурентоспособности также готовят Всемирный экономический форум (ВЭФ) и Всемирный банк. В рейтинге ВЭФ Россия последовательно улучшает свои позиции. Так, в прошлом году страна поднялась с 43-го места на 38-е из 137 возможных. В аналогичном рейтинге Всемирного банка в 2017 году Россия заняла 37-е место из 151 возможного.

Плюсы и минусы

Главными сильными сторонами российской экономики ее участники, согласно данным IMD, назвали высокий уровень образования, высококвалифицированные кадры, конкурентоспособность цен, конкурентный налоговый режим, эффективные трудовые отношения. Ключевыми слабыми сторонами они сочли правовую среду, качество корпоративного управления, компетентность правительства, доступ к финансам и бизнес-среду.

В числе главных вызовов, с которыми Россия может столкнуться в 2018 году, IMD приводит экономические санкции, ухудшение качества жизни и рост неравенства, реформы после президентских выборов (или их отсутствие), международные скандалы. Среди других вызовов, по оценке экспертов, — увеличение дефицита бюджета, истощение резервных фондов и отток капитала.

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist