3. Одиночество в Сети
Эйфория.com
Начиная со второй половины 90-х гг. прогресс информационных технологий достиг таких темпов, что финансовые аналитики заговорили о приходе "новой экономики": на пике инвестиционной привлекательности оказались интернет-компании. С 1996г. капитализация таких компаний, которые нередко имели за душой один лишь сайт – отсюда и название "доткомы", выросла на 500%. В итоге индекс NASDAQ достиг максимального значения, преодолев отметку в 5000 пунктов.
На волне общего сетевого оптимизма участники рынка были уверены в том, что научный прогресс и впредь будет способствовать развитию интернет-технологий, а с ними - и росту эффективности сетевых компаний, однако на деле сотни фирм были вынуждены признать несостоятельность своих бизнес-концепций.
Большинство бизнес-моделей новых компаний, ориентированных на продажи через Интернет, были неэффективны, а их средства расходовались в основном на маркетинговые акции и рекламу на телевидении и в прессе. В результате 10 марта 2000г. удар на себе ощутили все недальновидные участники сетевой эйфории: итогом лопнувшего "пузыря доткомов" стало банкротство сотен фирм, обвал индекса NASDAQ и крупные потери наивных инвесторов. Несколько руководителей компаний были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров.
К слову, 12 лет спустя индексу высокотехнологичных компаний еще ни разу не удавалось даже близко подобраться к фантастическим отметкам начала 2000-х гг.
Аналитическая "страховка"
После того как лопнул пресловутый "пузырь", фактически прекратил свое существование целый сектор услуг, востребованность и ценность которых оказалась раздутой. По мнению директора по управлению активами инвестиционной компании "Трейд-портал" Николая Солабуто, одной из причин краха стала неверная оценка активов и перспектив сетевых фирм, вследствие чего инвесторам были предоставлены завышенные оценки стоимости компаний. "Инвесторы вкладывались в предприятия, не имеющие активов. Это следствие эйфории, творившейся тогда на рынке интернет-технологий", - считает эксперт.
Надо сказать, что такая "аналитическая деятельность" инвестдомов привлекла внимание финансовых регуляторов. Во избежание переоценки активов заинтересованной стороной в Европе и США были приняты законы о разделении комиссий, согласно которым гарантированная часть брокерских отчислений идет на выплаты аналитикам.
В результате аналитические агентства получили стабильное финансирование и возможность развиваться, а у инвесторов появилась возможность получать независимую аналитику, которая предоставляет разносторонний взгляд на инвестиционную привлекательность интернет-компаний и страхует от раздувания новых экономических "пузырей".
Работа над ошибками
По словам старшего аналитика ИГ "Норд-Капитал" Максима Зайцева, сегодня на рынке функционирует немало компаний, которые испытали на себе кризис доткомов, но продолжают при этом успешно работать – например, Ebay, Amazon.com, Google. Но в то же время на каждую из них, подчеркнул эксперт, найдется сотня неудачных интернет-проектов.
"В любой отрасли есть победители и аутсайдеры. Во времена "пузыря доткомов" инвесторы зачастую забывали об этом, рассматривая каждый интернет-проект как возможность получения сверхприбыли. Тщательный анализ компаний и отрасли, а не слепое следование моде и мнению большинства могут обезопасить инвесторов от подобных опрометчивых инвестиций", - уверен М.Зайцев.
А вот аналитик ЦБ УК "Солид Менеджмент" настроен менее оптимистично. "От ошибок инвесторов, связанных с переоценкой отдельных бумаг и секторов, к сожалению, избавиться никак нельзя. Периодически на рынке будут возникать ситуации, похожие на историю с доткомами. Винить тут надо, прежде всего, человеческую психологию", - полагает эксперт.
Анекдот
- Скажи мне кто ты, и я скажу, кто твой друг! - Я миллионер! - А я твой друг!