Экономика, 23 сен 2011, 12:52

Битва за щебень: РЖД и "Павловскгранит" выясняют отношения в суде

Арбитражный суд Москвы 3 октября с.г. рассмотрит иск ОАО "Павловскгранит" о признании недействительными и отмене результатов конкурса предварительного квалификационного отбора, проведенного ОАО "Первая нерудная компания" (ПНК), организатором которого является Центр организации конкурсных закупок ОАО "РЖД". Конкурс был проведен в 2010г.
Читать в полной версии

В середине сентября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ вынесла решение в отношении ОАО "РЖД" и ОАО "Первая нерудная компания" (ОАО "ПНК"). Эти компании признаны нарушившими ч.1 ст.10 закона "О защите конкуренции" "путем создания препятствий доступу на товарный рынок производителям гранитного щебня".

Обращение в ФАС по этому поводу инициировало ОАО "Павловскгранит", специализирующееся на добыче и производстве гранитного щебня и занимающее на российском рынке второе место по объемам добычи и продажи нерудной продукции после ОАО "ПНК". В обращении указывалось на возможные признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении квалификационного отбора на право заключения договоров на поставку щебеночной продукции для нужд ОАО "РЖД" в 2010-2013гг.

Это решение ФАС сразу было признано прецедентным и привлекло большое внимание как участников нерудного рынка, так и в целом компаний, тесно сотрудничающих с ОАО "РЖД". По сути, ФАС впервые указала монополисту (коим является РЖД и его дочерняя компания ОАО "ПНК") на то, что его действия приводят к снижению эффективности проведения конкурсных процедур на закупку щебня для собственных нужд РЖД.

В рамках дела ФАС России провела анализ рынка гранитного щебня, в результате которого установила, что для строительства балластного слоя железнодорожного пути может применяться исключительно щебень фракции 25-60 мм. Крупнейшим потребителем гранитного щебня этой фракции на территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов в последние годы является ОАО "РЖД" с долей потребления более 50%.

Комиссия ФАС установила, что действия ОАО "ПНК" и ОАО "РЖД" при проведении предварительного квалификационного отбора привели к ограничению доступа на товарный рынок производителей гранитного щебня. По итогам проведенного квалификационного отбора к поставке щебеночной продукции в 2010-2013гг. были допущены исключительно посредники, которые перепродают продукцию с наценкой.

И ОАО "Павловскгранит", и ЗАО "Павловскгранит-ИНВЕСТ" подали документы на участие в предварительном квалификационном отборе в соответствии со сроками и условиями, указанными в конкурсной документации. Однако в уведомлении о результатах квалификационного отбора эти компании в перечне предприятий, прошедших квалификационный отбор, не значились. При этом из шести организаций, его прошедших, лишь одна являлась производителем щебня, остальные победители - посредники. Среди них, в частности, ЗАО "Ойкумена", ООО "ЗГ Строймонтаж", ООО "Объединенная нерудная компания". Обратиться в ФАС "Павловскграниту" пришлось после того, как в ответ на просьбу предоставить обоснование на данное решение в ноябре 2010г. из ОАО "НПК" был получен ответ о том, что запрашиваемая информация не подлежит разглашению.

"Решение, принятое ФАС РФ фактически в нашу пользу, мы считаем объективным и защищающим права российских компаний-производителей нерудных материалов, - комментирует основной акционер ОАО "Павловскгранит" Сергей Пойманов. - Также мы надеемся, что данное решение будет доведено до своего логического завершения и нам удастся добиться отмены результатов проведенных торгов согласно ст.17 закона "О защите конкуренции".

До реорганизации структуры РЖД "Павловскгранит" традиционно входил в тройку крупнейших грузоотправителей филиала РЖД - ЮВЖД. Тесные взаимовыгодные отношения связывали предприятие и с другими филиалами железной дороги. На протяжении долгог времени РЖД использовало продукцию "Павловскгранита" для собственных нужд.

Пойдя навстречу стратегическому партнеру, в 2006г. руководство ОАО "Павловскгранит" приняло решение о модернизации предприятия, результатом которой стало увеличение объемов выпуска фракции щебня 25-60, используемой железной дорогой для собственных нужд. На эти цели в общей сложности было направлено 200 млн рублей. В то же время, перейдя на выпуск фракции 25-60 мм, "Павловскгранит" потерял в объемах реализации фракции 5-20 мм, востребованной всей строительной отраслью, что в конечном итоге отрицательно сказалось на доходности предприятия.

Однако после реорганизации РЖД подвижной парк полностью перешел в руки частных компаний-перевозчиков и ситуация резко изменилась. По мнению С.Пойманова, реорганизация РЖД сказалась на системе проведения торгов: "В последние годы ОАО "РЖД" выстроило систему торгов на закупки щебня для собственных нужд таким образом, что участвовать в них нам попросту невыгодно".

Условия, предлагаемые участникам квалификационного отбора, а позже и торгов ОАО "РЖД" в Группе компаний "Павловский гранит" считают грабительскими, мотивируя тем, что РЖД считает нормой отсрочку платежей в размере трех месяцев, диктует крайне низкую цену, не отвечающую рыночным реалиям. В настоящее время дочерние компании РЖД закупают в ГК "Павловский гранит" фракцию 25-60 за 300-310 руб. за тонну, тогда как коммерческая цена на нее составляет в среднем 420-460 руб.

Такая политика РЖД привела к тому, что в 2011г. руководство ОАО "Павловскгранит" посчитало невыгодным сотрудничество с РЖД и резко сократило объемы выпуска щебня фракции 25-60 мм, который необходим для РЖД. С этой целью в этом году были закуплены дополнительные дробилки, позволяющие перерабатывать щебень данной фракции в более востребованный и прибыльный для предприятия продукт – фракцию 5-20 мм.

Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива