Экономика, 23 окт 2014, 09:29

Американские промышленники начали возвращать производство в Штаты

Более половины американских промышленников намерены рано или поздно вернуть производственные мощности из развивающихся стран в Штаты, показало исследование Boston Consulting Group (BSG). Число тех, кто активно переводит производство на родину, стабильно растет. Тенденция «новой индустриализации» открывает новые перспективы для рабочего рынка США и создает проблемы для развивающихся экономик
Читать в полной версии
Фото: REUTERS 2014

Менеджеры крупных американских промышленных компаний не только не потеряли веру в наметившуюся тенденцию возвращения бизнеса домой, но и активно переводят свое производство в США уже сейчас, свидетельствует ежегодный опрос консалтинговой фирмы Boston Consulting Group. В целом доля респондентов, ответивших, что обдумывают перевод производственных мощностей, не изменилась по сравнению с прошлым годом – 54% (из 252 менеджеров американских корпораций с выручкой более $1 млрд, принимавших участие в опросе). Однако в этом году больше опрошенных заявили, что их компании уже занимаются «репатриацией» производства – число ответивших так выросло на 20%, и сейчас это 16% от общего числа респондентов.

BCG проводит третий подобный опрос среди американских промышленных корпораций, имеющих производство как в США, так и за рубежом. Менеджерам предлагают ответить на вопрос, будет ли компания переносить производство в Штаты в случае повышения расходов на оплату труда в Китае. В 2012 году только 7% из опрошенных отвечали, что компании уже занимаются «репатриацией» производственных мощностей, а через год это число выросло на 88%.

Во многом компании идут на этот шаг, поскольку в США они получают более широкий доступ к высококвалифицированной рабочей силе и более совершенным технологиям. 56% респондентов соглашаются с тем, что внедрение передовых средств автоматизации производства повысило конкурентоспособность их продукции, хотя производить в Китае и других азиатских странах по-прежнему выгоднее.

К тому же большинство (71%) опрошенных верят в то, что возвращение производства в Штаты поможет американской экономике – за счет этого будут создаваться новые рабочие места, а сами компании готовы инвестировать в развитие производственных технологий и дальнейшей автоматизации процесса. BCG в прошлогоднем докладе прогнозировала, что тенденция «решоринга» [от англ. reshore как антонима offshore «вывод производства из страны»] поможет к 2020 году создать 5 млн новых рабочих мест в США.

Интерес к возврату производственных мощностей в Америку возник после мировой рецессии. Действующий с февраля 2009 года «Акт о восстановлении экономики» включал в себя протекционистский пункт о том, что любые общественные работы, которые претендуют на средства антикризисного фонда, должны вестись с использованием стройматериалов отечественного производства. Позднее это вылилось в кампанию Buy American, поддерживаемую президентом Бараком Обамой.

Система, при которой развитые страны занимаются разработкой технологий, а развивающиеся используют их для сборки, сложилась к концу 1990-х годов. Основным мотивом была дешевая рабочая сила в странах, размещающих производственные мощности. Полтора десятилетия спустя мировой кризис потребовал от обеспеченных государств-должников сократить зависимость от импорта, чтобы привести в порядок платежный баланс.

Тенденции на возврат производств в развитые страны способствовали и другие факторы. Во-первых, развитие технологий потребовало привлечения скорее высококвалифицированной, чем дешевой рабочей силы. Это прямо подтверждает и доклад BCG: 74% респондентов при возврате заводских мощностей в Штаты руководствовались именно доступом к рабочим высокой квалификации. Наоборот же, при переносе производства в другую страну, среди причин ее называют лишь 17% бизнесменов.

Во-вторых, это непростая ситуация в самих развивающихся странах. Стремительное развитие там потребительского общества ставит под вопрос сам факт дешевой рабочей силы. Еще в августе 2012 года The China Post писала, что стоимость труда в Китае растет заметно быстрее производительности. Это серьезный вызов Пекину, учитывая набирающую обороты «новую индустриализацию» и протекционизм в США. Вкупе с торможением экономического роста и случаями масштабных забастовок все это понижает привлекательность для размещения производства.

Pro
Nike, Lego, Сoca-Cola: как бренды играют на чувствах зрителей в рекламе
Pro
«Никто. Ничего. Не читает». Работающие способы делегировать любую задачу
Pro
Как заработать на дивидендах в 2025 году: что выбирают аналитики
Pro
Как сдавать и снимать жилье на длительный срок в 2025 году
Pro
Важнее еды: кого обогнала Broadcom на пути в клуб триллионеров
Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Как криптовалютные карты работают в реальной жизни: оплата без фиата
Pro
4 проблемы, которые могут отбить желание торговать на маркетплейсах