Россия и Грузия решили судьбу Вазиани
Однако в то же самое время аэродром продолжит обсуживать и российские военные самолеты. О деталях принципиальной договоренности сообщил сегодня министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили, после подписания протокола пятого раунда грузино-российских переговоров по военно-политическому сотрудничеству. Он, в частности, отметил: "Мы подтвердили право собственности грузинской стороны на аэродром Вазиани и его передачу министерству обороны Грузии, но при этом взяли обязательства бесплатно обслуживать здесь российские военно-транспортные самолеты в период функционирования на территории Грузии российских военных объектов". По словам Менагаришвили, совместное использование аэродрома в Вазиани одновременно учитывает интересы Грузии, и максимально удобно для российской стороны.
Судьба аэродрома Вазиани – один из важнейших вопросов грузино-российского урегулирования в области решения глобальной проблемы окончательного вывода российского воинского контингента и техники из Грузии. Российская база в Вазиани должна быть полностью выведена до 1 июля 2001 года в соответствии с обязательствами России в рамках Стамбульского соглашения.
Но несмотря на то что Россия демонстрирует готовность выполнить решения Стамбульского саммита по выводу своих двух баз с территории Грузии, проблемы, имеющиеся в отношениях между Москвой и Тбилиси в связи с судьбой ряда военных объектов ГРВЗ, по-прежнему остаются острыми. Главная загвоздка здесь в том, что Тбилиси после вывода баз с территории Грузии хочет полностью исключить возможность для России эксплуатировать военные аэродромы в Вазиани и Гудауте.
Российскую же сторону это не устраивает. Потому что, во-первых, под угрозой остаются вопросы снабжения ГРВЗ материальными ресурсами, а во-вторых, Москва лишается возможности стратегического маневрирования в этих регионах. Именно этими обстоятельствами был обусловлен трудный характер переговоров делегации во главе с вице-премьером Ильей Клебановым, которые состоялись 19-20 октября в Тбилиси. Если в отношении аэродрома в Вазиани могут быть достигнуты какие-то компромиссы (скажем, пока существует ГРВЗ, можно его использовать совместно или арендовать), то по аналогичному объекту в Гудауте у Тбилиси более жесткая позиция. Грузинскую сторону не устраивают предложения Москвы о дальнейшей судьбе объектов, дислоцированных на российской военной базе в Абхазии. Стороны согласны, что из нее будут выведены все вооружение и боевая техника расквартированного здесь 10-го парашютно-десантного полка. Но Грузия против того, чтобы на его объектах был сформирован реабилитационный центр российских миротворческих сил, как это предложила Москва..
Поэтому по завершении переговоров вице-премьер Илья Клебанов заявил, что многие проблемы в российско-грузинских отношениях так и не удалось решить, и в феврале будущего, 2001-ого года состоится очередной, уже шестой раунд переговоров о сроках вывода российских военных из Грузии. Пока обе стороны делают дипломатически выдержанные заявления, но принципиально удалось договориться только о Вазиани, и то не до конца. Что касается окончательного вывода российских войск, то Грузия продолжает чаще всего называть в качестве устраивающей ее цифры срок в три года, в то время как Россия настаивает, что для «правильного и четкого вывода» необходимо не менее 15 лет.