Экономика, 23 дек 2008, 14:04

Потребители по всему миру сокращают расходы

Мировой финансовый кризис разрушает доверие потребителей во всем мире. По данным опроса международной исследовательской компании Ipsos Global Public Affairs, примерно три четверти домохозяйств сокращают расходы. Особо сильные затруднения испытывают потребители в развивающихся странах, передает Reuters.
Читать в полной версии

Причем даже несмотря на то, что такие экономики, как Китай, Индия и Россия, вносили в последние годы немалый вклад в мировой экономический рост, сейчас становится понятно, что оптимизм потребителей в этих государствах стремится к нулю.

"Сейчас возникают большие сомнения относительно того, кто в дальнейшем будет двигателем мирового экономического роста", - отмечает представитель Ipsos Global Public Affairs Клиффорд Янг. По его словам, текущий кризис "поставил под вопрос стратегии мировых компаний, которые занимались банковским бизнесом на развивающихся рынках". Также по мере усугубления финансового кризиса становится понятно, что развивающиеся страны не изолированы от остального мира, добавляет К.Янг.

Здесь стоит отметить, что еще год назад большинство экономистов уверяли, что рынки развивающихся стран не реагируют на кризис. Однако сейчас эти рынки находятся на 4-летнем минимуме, и кризис затронул развивающиеся государства существенно больше, чем развитые страны. То, что изначально началось как кризис американской ипотеки subprime, впоследствии распространилось на весь мир, и в итоге кризис привел к ужесточению условий кредитования и спровоцировал банкротство крупных банков.

"Мы полагаем, что ситуация продолжит ухудшаться, но сильнее всего пострадают два крупных развивающихся рынка – Индия и Китай. В кратко- и среднесрочной перспективе это плохие новости для мировой экономики", - отмечает Клиффорд Янг. С этим трудно не согласиться: по данным опроса Ipsos Global Public Affairs, лишь 31% всех респондентов описывает текущую экономическую ситуацию в мире как хорошую или относительно хорошую. Для сравнения: в апреле 2007г. это мнение разделяли 55% опрошенных.

При этом крупнейшее снижение показателя потребительского доверия отмечается в Китае, где его уровень упал с 90% до 46%. В Индии уровень потребительского доверия упал с 88% до 65%. Самое интересное, что, по словам К.Янга, текущее снижение доверия потребителей связано лишь с психологическим эффектом от распространяющегося кризиса. "Фактического воздействия финансового кризиса пока не заметно", - полагает эксперт.

По оценкам К.Янга, можно ожидать дальнейшего падения показателя потребительского доверия в развивающихся странах. "Можно ожидать выравнивания показателя в развитых странах и дальнейшего снижения на рынках развивающихся государств – они еще не достигли дна падения", - заключил представитель Ipsos Global Public Affairs.

Отметим, что компания опрашивала людей в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Аргентине, Южной Корее, Китае, Японии, Великобритании, Испании, Австралии, России, Индии, Чехии, Польше, Турции, Швеции, Нидерландах, Бельгии, Германии, Франции и Италии. Эти 22 страны обеспечивают 75% всего мирового ВВП.

Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения