Экономика, 23 дек 2011, 10:36

Особенности национальной электрички: на что заменят утиль и душегубки

Сегодня, когда связь между городом и областью становится все крепче, электрички остаются наиболее востребованным и доступным видом общественного транспорта, связывающим мегаполис и пригород. Утром люди едут на работу, вечером – с работы, ну а в летний сезон – на любимые дачи, куда уж без них.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Однако вместе с тем пригородные поезда обвиняют в отсутствии комфорта и безопасности. И действительно – они в большинстве своем стары, в них тесно, душно и запросто можно получить травму. Когда же с российских путей исчезнут электрички полувековой давности, а поездка за город перестанет быть испытанием не для слабонервных?

Утиль и "душегубки"

Несмотря на то, что на дворе XXI век, россияне продолжают ездить в электричках советского производства, которые устарели морально и технически. Они давно не удовлетворяют даже минимальные потребности пассажиров: в холодное время года в них гуляет сквозняк, летом невозможно дышать, двери и окна периодически заклинивает, а туалет особо раскрепощенным пассажирам легко заменяет тамбур между вагонами.

В настоящее время в России эксплуатируются электропоезда постоянного тока серии ЭР2 и модели с не менее оригинальными и запоминающимися названиями (такие, как ЭР200, ЭТ2, ЭД2Т и ЭД4). Среди их собратьев на переменном токе - поезда ЭР9, ЭР9П и ряд других.

В этих нехитрых названиях на самом деле зашифрована история происхождения электричек. Так, все электропоезда серии ЭД выпускаются на Демиховском заводе, а серии ЭТ – в Торжке. Новочеркасский электровозостроительный завод также разработал модель электропоезда (ЭН3) и изготовил опытный образец. В СССР электропоезда серийно выпускал Рижский вагоностроительный завод в сотрудничестве с Рижским электромашиностроительным и Калининским вагоностроительным заводами (все поезда серии ЭР).

Парк электричек потихоньку обновляется, однако страна нуждается в гораздо более быстрых темпах. Как сообщили РБК в дирекции пассажирских сообщений ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), объем ежегодного обновления подвижного состава составляет всего 2,5-3,5% от общего объема парка. На эти цели РЖД направляет 10-12 млрд руб. в год.

К сожалению, закон "новое - значит хорошее" в отношении электричек работает не всегда. В частности, пассажиры часто жалуются на духоту в новых электричках, где отсутствует принудительная вентиляция вагонов, а окна открываются по типу фрамуги не более чем на 30 градусов. Чтобы избежать теплового удара, пассажиры вынуждены прибегать к подручным средствам - например, чтобы создать сквозняк, между дверьми вставляют бутылки. В таких поездах лучше ехать в тамбуре, чем сидеть в салоне вагона, говорят знатоки. В сравнении с такими новинками старые составы, несмотря на деревянные сиденья и общую изношенность, кажутся благом - хотя бы потому, что там окна можно открыть "на полную".

На чем поедем с ветерком?

Тем не менее, все не так плохо, как может показаться: разработчики учатся на своих ошибках. Так, летом 2011г. на Демиховском машиностроительном заводе была представлена новая модификация электрички ЭД4М, которая оснащена мягкими сиденьями, кондиционерами и туалетами. В нем нет межвагонных дверей, а тамбур оборудован улучшенной системой вентиляции.

Вагоны стали более герметичны - двери закрываются плотнее, установлены и новые стеклопакеты. Теперь они могут сохранять внутри комфортную температуру и при плюс 40, и при минус 40 за окном. Окна новых электропоездов также претерпели изменения: теперь форточки для проветривания открываются под большим углом, что способствует увеличению потока свежего воздуха, попадающего в салон.

Обеспечение безопасности, которому в последнее время уделяют повышенное внимание, тоже не осталось в стороне: система видеонаблюдения в салонах позволяет регистрировать происходящие события в режиме реального времени, информация отображается на пульте машиниста.

Скорость передвижения также приобретает все большее значение, и производители учитывают этот момент: новые поезда способны развивать скорость до 120 км/ч, в отличие от прежних 70 км/час.

Пока 25 таких чудо-поездов с повышенным уровнем комфорта поставлены на Московскую и Октябрьскую железные дороги, но в перспективе география их использования будет расширена.

Электричка "Ласточка" - журавль в руках

Среди приоритетных проектов ОАО "Российские железные дороги" - разработка и организация производства в России электропоездов Desiro (в российском варианте - "Ласточка") в партнерстве с немецкой компанией Siemens AG. Каждый поезд будет состоять из пяти вагонов, а его максимальная скорость составит 160 км/ч.

Начиная с 2013г., сразу 54 "Ласточки" "полетят" по Северо-Кавказской железной дороге. Они призваны обеспечить достойное транспортное обслуживание Олимпийских зимних игр 2014г. в Сочи, чтобы морально не травмировать иностранных туристов столкновением с еще советской реальностью. Поэтому гости Олимпиады поедут как белые люди – в мягких удобных креслах, с плотно закрывающимися дверями, с кондиционерами, информационными табло и даже туалетами.

После окончания Игр все эти радости будут доступны пассажирам пригородного сообщения в Северо-Кавказском и Московском регионах. А уже с 2015г. начнется выпуск электропоездов "Ласточка" на совместном предприятии Siemens и группы "Синара" в Екатеринбурге. При этом уровень локализации к 2017г. должен достичь 80%, то есть поезда будут практически полностью производиться в России. Остается надеяться, что на итоговом качестве это отразится несильно.

Цена вопроса

В этом году РЖД потратила на обновление своего парка почти 50 млрд руб. На эти деньги были куплены 48 электропоездов и 12 рельсовых автобусов. При этом железнодорожники предпочитают отечественного производителя: электропоезда закупаются у Демиховского машиностроительного завода, а рельсовые автобусы - у ОАО "Метровагонмаш".

Большая часть из 48 закупленных в текущем году электропоездов обладает улучшенными характеристиками: системами видеонаблюдения, микроклимата, принудительной вентиляции в тамбурах и даже технической диагностики электропоезда в режиме реального времени. А герметизированные межвагонные переходы и пластиковые диваны с мягкими вставками снижают уровень шума и позволяют пассажирам почувствовать себя наконец людьми, а не "совками".

На следующий год сохранены практически те же объемы закупки новых поездов: 450 вагонов моторвагонного подвижного состава, из которых более 50 электропоездов и 10 рельсовых автобусов. Часть из них предназначена для организации транспортного обслуживания саммита АТЭС во Владивостоке и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013г. в Казани. В РЖД заверяют, что все электропоезда будут обладать улучшенными характеристиками.

Таким образом, новых электричек на российских дорогах должно быть все больше, а проезд в них - все комфортнее. Однако, если парк пригородного подвижного состава будет обновляться в существующем темпе, россияне рискуют не заметить позитивных перемен, ведь процесс устаревания поездов тоже не стоит на месте, а значит, новой техники должно появляться хоть немного больше, чем той, которая уходит на заслуженный отдых.

Ксения Алейникова, РБК

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек