Экономика, 24 фев 2015, 15:39

Минэкономразвития составило правила ведения реестра проверок бизнеса

Минэкономразвития разработало правила ведения Единого реестра проверок – он призван сделать публичными все проверки бизнеса. Предприниматели жалуются на непрозрачность нового механизма
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Наибольшее беспокойство бизнесу доставляют проверки органов МЧС, ответственных за пожарный надзор (16% опрошенных РСПП), и налоговой службы (12%), далее идут Ростехнадзор, ФАС, Росприроднадзор и Роспотребнадзор, говорит управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин. «За последние два года плановые проверки проходили почти в 93% опрошенных компаний, внеплановые – в 48,3%, в 2014 году число проверок возросло, говорить о снижении контрольно-надзорного давления на бизнес, к сожалению, не приходится», – говорит он.

В декабре прошлого года Владимир Путин призвал сократить число проверок предпринимателей. «Надо максимально снять ограничения для бизнеса, избавить их от навязчивого надзора и контроля, я сказал: именно навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка должна стать публичной», – заявил президент в послании Федеральному собранию.

В конце декабря депутаты внесли поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» (294-ФЗ), они предусматривают создание Единого реестра проверок. Вслед за этим Минэкономразвития разработало проект постановления правительства о правилах формирования и ведения реестра (копия проекта и пояснительной записки есть у РБК).

Что будет в реестре

В реестре будет информация как о плановых, так и внеплановых проверках компаний по 294-ФЗ, документы, послужившие основанием для проверки, а также данные, подтверждающие их проведение. Каждой проверке присвоят свой номер. Из реестра можно будет узнать дату и номер распоряжения руководства контролирующего органа о проверке, ее правовые основания, время и место проведения, ее цели и задачи, а также данные о согласовании с прокуратурой.

Кроме названия контролирующего органа в реестр также будут заносить имена и должности чиновников, уполномоченных на проведение проверки, данные компаний и их руководителей, а также результаты проверки и данные о невыполнении предписаний контролеров.

В начале марта 2015 года документ будет внесен в правительство, сообщил РБК представитель Минэкономразвития. До 1 мая Генпрокуратура должна будет разработать и утвердить методику ведения реестра. Новые правила федерального надзора заработают с 1 июля 2015 года, еще через год в реестре проверок можно будет найти данные о региональных проверках, а с 1 января 2017 года – о муниципальных. Оператором реестра станет Генпрокуратура.

У бизнеса есть вопросы

«Реестр сформирует довольно полное досье по каждой проверке, начиная с основания для ее проведения и вплоть до обжалования решения по ее результатам», – говорит адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко. Правда, доступна эта информация в полном объеме будет только Генпрокуратуре и бизнес-омбудсменам, оговаривается он. На разные уровни доступа к данным в своем отзыве указывает и «Деловая Россия» (копия есть у РБК). При этом сам проверяемый предприниматель не будет иметь доступа к результатам проведенной проверки, говорится в отзыве.

Для каждого проверяемого предполагается создать личный кабинет, где будет содержаться подробная информация о проверках в отношении каждой компании, говорит представитель Минэкономразвития. В проекте правил нет указания на состав информации, которая будет доступна в таком кабинете, как и любого другого упоминания о порядке доступа предпринимателей к данным о проводимых в отношении них проверок.

Эксперты «Деловой России» также указали на то, что правила никак не описывают порядок устранения выявленных в реестре ошибок, внесении изменений и уточнений в него. Кроме того, нет ясности, сколько времени должна храниться информация об итогах проверки, говорится в отзыве на проект.​

Бизнес-омбудсмен Борис Титов был одним из инициаторов создания реестра. У него также есть вопросы к документу. «Плановые и внеплановые проверки получают номер или до проверки, или в самом ее начале. В правилах не указано, что если номера нет в реестре, то она незаконна, это должно быть зафиксировано как обязательное условие. Этот номер должен быть виден предпринимателям», – говорит он. Свои замечания он направил в Минэкономразвития.

Реестр охватит не все проверки

Сейчас из-под действия 294-ФЗ выведено большое количество проверок. «Действующая редакция проекта полностью исключает возможность учета сведений (об этих видах) проверок... В послании президента Федеральному собранию указывалось, что именно «каждая проверка должна стать публичной», – напоминает в письме на имя замглавы Минэкономразвития Олега Фомичева президент РСПП Александр Шохин.

«Сейчас из-под действия закона о защите прав предпринимателей при госконтроле выведено большое количество проверок – всего 18 видов контроля, в частности, речь идет о валютном контроле, страховом надзоре и контроле на финансовых рынках, антимонопольном контроле за экономической концентрацией (влияние на конкуренцию). Эти виды контроля регулируются специальными законами, в них речь идет о других, как правило, более жестких мерах контроля, говорит Александр Варварин из РСПП.

Правовое регулирование всех мероприятий государственного и муниципального контроля должно быть унифицировано и предусмотрено в едином федеральном законе без каких-либо изъятий, соглашается руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Елена Овчарова. По ее словам, необходима также единая информационная база дел об административных правонарушениях с полной кодификацией административной ответственности.

Большая часть замечаний бизнес-ассоциаций к проекту постановления, полученная по итогам общественного обсуждения, учтена, сообщил РБК представитель Минэкономразвития. «Что касается перечней проверок, которые не охватываются 294-ФЗ, то после запуска системы в эксплуатацию будут рассмотрены возможности по расширению сфер действия данной системы, в том числе на подобные перечни проверок», – уточнил он.

Как в России пытались облегчить контроль над бизнесом

Август 2001 года

Принят закон №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при проведении государственного контроля (надзора)». Это была первая попытка реструктуризации системы госконтроля в России. Закон определил общие принципы защиты прав компаний при госконтроле, введя требования к проведению и оформлению результатов контрольных мероприятий.

Декабрь 2008 года

Принят закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)». Он ввел понятие «проверка», которое включает в себя два вида проверок – документарные и выездные – проводимых, как и ранее, в плановом и внеплановом режиме, а также установил ограничения для внепланового контроля.

Апрель 2010 года

Приняты поправки в 294-ФЗ, обязывающие проверяющих согласовывать внеплановые проверки всех без исключения компаний. До этого согласование требовалось, только если проверки касались малого и среднего бизнеса.

Июль 2010 года

Приняты поправки в КоАП. Введена статья 19.6.1 КоАП, прописывающая ответственность проверяющих органов (несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле). Максимальное наказание – дисквалификация чиновников вплоть до одного года.

Август 2014 года

Минэкономразвития разработало концепцию нового закона о государственном и муниципальном контроле, согласно которой контрольно-надзорные органы должны будут учитывать, как проводимые ими проверки сказываются на состоянии компаний. Сейчас их цель – найти нарушителей, а в рамках концепции будет заключаться в минимизации потенциальных угроз.

Декабрь 2014 года

Президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию потребовал создать Единый реестр проверок. «Каждая проверка должна стать публичной», – заявил он.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек