Экономика, 24 мая 2012, 16:59

Медовуха и сбитень могут исчезнуть с прилавков магазинов

Росалкогольрегулирование (РАР) готовит отрицательный отзыв на законопроект об отмене лицензирования производства традиционных национальных напитков. Об этом стало известно РБК из источника, знакомого с ситуацией в отрасли.
Читать в полной версии
Фото: РИА Новости

В марте текущего года зампред Комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Виктор Звагельский и Виктор Климов внесли законопроект о выведении из-под лицензирования производства слабоалкогольных напитков. До 1 июля на производство натуральных напитков брожения (сидра, сбитня, медовухи) распространяется либеральный статус, как на пиво. Однако с 1 июля вступают в силу поправки к ФЗ-171, которые уравнивают требования к производству всех спиртных напитков крепостью выше 0,5 град., кроме пива, и их изготовители должны будут пройти лицензирование.

Член президиума "ОПОРА России" Алексей Небольсин считает, что Росалкогольрегулирование в очередной раз пошло только по одним им ведомым принципам. "У натуральных напитков 17 лет с 1995г. был статус, идентичный пиву. В прошлом году непонятно по чьей инициативе этот статус у натуральных напитков забрали, а они занимают всего лишь 0,06% от рынка пива. У нас на каждом углу говорят о пивном алкоголизме, однако пиво оставляют без лицензии, а натуральные напитки кому-то захотелось ликвидировать. Это отрасль, которая только-только начала поднимать голову, и только благодаря ей начали развиваться сады, пасеки. А мы это рубим в самом зародышевом состоянии", - рассказал РБК А.Небольсин.

Однако производители медовухи и сидра пройти лицензирование не смогут. Эти напитки производятся на малых предприятиях в районах традиционного садоводства, турцентрах и старинных русских городах, таких как Суздаль, Владимир, Коломна, Сергиев-Посад. Большинство из предприятий на этих же мощностях в летние месяцы изготавливает квас и другие безалкогольные напитки. Нормативы лицензирования исключают производство на одних и тех же линиях алкогольных и безалкогольных напитков.

А создание спецлиний по выпуску сидра и медовухи экономически неоправданно, заявляют производители. Показательно, что наиболее известный в России завод по производству напитков из меда "Суздальский медоваренный завод" не стал продлевать на текущий год лицензию на производство спиртных напитков и скорректировал ассортимент. Затраты на получение лицензии оказались для компании слишком велики.

В настоящее время доля сидра и медовухи в объеме выпуска пива и пивных напитков составляет всего 0,06%. В последние годы спрос на натуральные традиционные напитки брожения растет. Потребление сидра и медовухи в 2010г. составило порядка 5,5 миллионов литров, а в 2011г. ожидается прирост до 6,5 миллионов литров. В АННИО "Институт медоварения" приводят данные, что в 2010г. было произведено 3 млн литров медовухи и сбитня, в 2011г. - 3,5 млн литров. Прогноз на 2020г. - 10 млн литров, рост производства меда для нужд медоварения - с 300 до 750 тонн.

Требование лицензирования линий по производству медовухи и сидра приведет к остановке выпуска не только этих напитков, но и к полному закрытию предприятий, вырубке яблочных садов "сидровых" сортов. Причина в том, что в холодный период года мощности будут простаивать, а за счет выпуска кваса в летний период окупить текущие расходы невозможно.

В настоящий момент из наиболее значимых сегментов продуктового рынка в перечне оказались квас и кондитерские, мучные и шоколадные изделия. Однако они попали туда без ограничения по содержанию алкоголя. При этом на рынке в любом магазине сегодня свободно продаются конфеты и шоколад с содержанием алкоголя до 9 градусов на единицу удельного веса. Почему-то эти изделия никто не ограничивает по содержанию алкоголя, а напитки хотят ограничить.

Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist