ПМЭФ-2018, 24 мая 2018, 19:10

Какую экономическую программу раскрыли власти на ПМЭФе

В первый день Петербургского форума правительство обозначило свои планы на следующие шесть лет: налоги менять не будут, а лишь «донастроят», инвестиции же профинансируют за счет госзаимствований
Читать в полной версии
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Правительство сформулировало свои первые шаги на пути исполнения нового майского указа президента Владимира Путина. Власти «донастроят» налоги (но как, пока не понятно) и не будут менять их шесть лет. На одну из ключевых целей — инвестиции в инфраструктуру — деньги найдут за счет государственных займов. Но финансировать другие расходы, в частности на человеческий капитал, власти через наращивание госдолга пока не готовы.

Донастройка и стабильность

Речь о новой программе кабинета министров шла на одной из первых сессий Петербургского международного экономического форума. В правительстве еще идет дискуссия по реформам и налогам, заявил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, но основные позиции уже готовы. Правительство должно создать условия для наращивания инвестиций, по объему которых Россия сейчас отстает от других стран, и увеличивать вложения нужно не только за счет бюджетных денег, но и благодаря средствам инвесторов. А государство должно создать «стабильные условия», поделился первый вице-премьер: «В первую очередь это налоги».

«Мы говорим, что сейчас, на протяжении шестилетнего периода следующего цикла, мы не будем менять налоги. Нас спросят: а что будет меняться? Безусловно, определенная настройка произойдет. И здесь мы видим наши действия с точки зрения уменьшения тех налогов, которые негативно повлияют на бизнес», — сказал Силуанов. Необходимо упростить налоги, в том числе для малого бизнеса и самозанятых, чтобы вывести их из серой зоны, добавил он. Правительство планирует развивать проектное финансирование, создавать новые стимулы для экспорта, снижать регуляторное и административное давление на компании, пообещал Силуанов.

Впрочем, эксперты не вполне в это верят. «Шаг за шагом власти предпринимают действия, которые ведут к увеличению налогообложения, собираемости и учета различных операций», — сказал РБК директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Например, в прошлом году изменился принцип перенесения убытков прошлых периодов на себестоимость продукции, что значительно увеличило поступления по налогу на прибыль, рассуждает эксперт.

«Также, судя по всему, правительство будет дорабатывать инициативы, направленные на налогообложение самозанятых и индивидуальных предпринимателей (ИП)», — рассуждает Климанов. Кроме того, возможна ревизия налоговых льгот — в частности, тех, которые устанавливают региональные власти в отношении собственных налогов. Наконец, могут быть пересмотрены налоговые льготы для предприятий, которые регулируются федеральным законодательством, допустил эксперт.

«Заявление Силуанова означает некую стабильность налогообложения нефтегазового сектора, а также говорит о том, что Минфин не будет претворять в жизнь налоговый маневр, который предлагали в Центре стратегических разработок (ЦСР), а также эксперты Института Гайдара», — отмечает экономист Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. Но открытым остается вопрос с ростом НДФЛ (в правительстве обсуждалось увеличение налога с 13 до 15%. — РБК), власти к нему еще вернутся, считает он.

Новое правительство определится с программой позже — «недели ему маловато», сказал позднее глава Счетной палаты Алексей Кудрин, отвечая на вопрос РБК. Базовые детали могут стать известны при подготовке бюджета в ближайшие недели, но окончательные предложения стоит ждать в сентябре, добавил он.

Алексей Кудрин (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Старый новый фонд

Наиболее конкретный шаг, который представил Силуанов, — создание бюджетного фонда для инвестиций в инфраструктуру, увеличить которые правительству поручил Владимир Путин. Фонд начнет работать в 2019 году, его объем составит примерно 3% ВВП (около 2,7 трлн руб. при расчете от ВВП 2017 года). Вложения в инфраструктуру увеличит в первую очередь государство, а затем присоединится и частный бизнес, ожидает Силуанов.

Деньги на финансирование будут браться не из нефтегазовых доходов, которые сейчас правительство копит в резервах в рамках бюджетного правила, заверил чиновник. Правительство планирует привлекать их через долговое финансирование в рамках «золотого правила», как выразился Силуанов, — использовать долг только на инвестиции, а не на текущие расходы. «Мы можем привлечь эти деньги с рынка, направив их на инвестиции, которые будут создавать нам государственные активы и работать для экономики. Ни в коем случае это не приведет к изменению принципов бюджетной политики, особенно цены отсечения [по бюджетному правилу]», — сказал министр.

По словам Андрея Чернявского, идею создания фонда оценить пока сложно — она еще новая и напрямую связана с президентским посланием. «Есть задание развивать инфраструктуру, и Россия нуждается в этом острее, чем другие страны, из-за наших огромных пространств. По некоторым оценкам, мы уже тратим на инфраструктуру не такие маленькие по сравнению с другими странами средства, но обеспеченность автомобильными дорогами у нас все равно низкая», — отмечает эксперт.

Фонд может объединить и систематизировать различные институты развития, которые порой дублируются и накладываются один на другой (инфраструктурные вложения из ФНБ, механизмы проектного финансирования, Фонд развития промышленности, специальные инвестиционные контракты (СПИК), особые экономические зоны, территории опережающего развития, кластеры, технопарки и т.д.), говорит Климанов. «Поскольку Силуанов стал вице-премьером, можно надеяться на то, что эти инструменты будут синхронизированы», — сказал он.

Старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Кононов положительно оценивает создание такого фонда, так как сразу понятно, за счет чего будет профинансирован рост госрасходов на развитие экономики. «Это дает определенность при планировании бюджета. Во-вторых, рост номинального госдолга даже на 3 трлн руб. [весь объем фонда] не создаст большой нагрузки на бюджет», — говорит он. Кононов отмечает, что новый фонд «будет отличаться от СПИК и фондирования под гарантии ФНБ способом финансирования и, вероятно, способом взаимодействия с частными партнерами». Он скорее будет дополнять существующие инструменты, чем замещать, заключает эксперт.

Пенсионные накопления

Антон Силуанов и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина на форуме также заявили о необходимости внедрения добровольной накопительной пенсионной системы. «Речь идет о добровольном индивидуальном пенсионном капитале. Мы достаточно много говорили [о концепции ИПК] внутри правительства и с Центральным банком. Такой институт должен быть создан», — заявил Силуанов. Отчисления работников на пенсию в рамках системы ИПК будут способствовать росту уровня самих пенсий и станут источником для длинных денег в экономике, сказала Набиуллина. «Нам нужно вернуть пенсионные накопления в систему», — подчеркнула она.

Антон Силуанов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Разработанная Минфином и ЦБ пенсионная модель ИПК была представлена еще в 2016 году. Ключевым элементом проекта была автоподписка граждан на отчисления на будущую пенсию в негосударственные пенсионные фонды. Работников предполагалось по умолчанию подключать к новой системе, если они не отказались от участия в ИПК. Против автоподписки выступал социальный блок правительства, настаивая на добровольном участии граждан.

Устранить разногласия в правительстве не удалось, обсуждение концепции было заморожено до формирования нового кабинета министров. Вице-премьер Татьяна Голикова, ставшая новым куратором социального блока, в интервью РБК заявила, что обсуждения ИПК в правительстве необходимо возобновить. «Сейчас нужно эти обсуждения возобновить, но однозначно нужно определять судьбу накопительной части пенсионной системы, понимать, носит ли она обязательный или добровольный характер, и развиваем мы и до какой степени корпоративные пенсионные системы», — сказала Голикова. Она подчеркнула, что государственная пенсия с учетом возможностей федерального бюджета и предельного обложения фонда оплаты труда имеет свои ограничения по росту. «Мы должны понимать, что еще будет дополнительным источником для финансового пенсионного обеспечения при выходе на пенсию наших граждан», — добавила вице-премьер.

 

Нефтедоллары или рост налогов

Роста госдолга — не единственный источник финансирования майского указа, который обсуждался на ПМЭФе. Алексей Кудрин на полях форума вновь поднял вопрос о смягчении бюджетного правила — механизма закупок валюты в резервы при сверхдоходах от нефти дороже $40. Кудрин предлагает установить цену отсечения на уровне $45 — это, по его словам, лучше, чем увеличивать налоги. «Еще до 2014 года мы жили с бюджетным правилом, которое в свое время все одобрили: оно позволяло жить при цене $90. Вот тогда нам всем казалось, что это нормально. Как только цены снизились, мы опять дуем на воду и создаем правило $40. Цена $45 не является критической», — считает он.

Но Минфин по-прежнему не поддерживает смягчение, сказал РБК замминистра финансов Владимир Колычев. По его словам, власти не намерены отказываться от тех результатов, которые принесло введение бюджетного правила, в частности отвязку курса рубля от цен на нефть.

Финансово-военные действия

Сессия клуба «Валдай» на этот раз тоже была посвящена экономическим темам, а не политическим. Но политика неизбежно влияет на экономику, сошлись во мнении участники дискуссии. Нынешние отношения Запада и России — это не новая холодная война, объяснял первый вице-премьер Антон Силуанов, но на финансовых рынках идут «военные действия». Политика протекционизма, санкции, торговые войны и ограничения в потоках капитала тормозят рост мировой экономики и разворачивают вспять процесс экономической интеграции, считает Силуанов. Введение санкций сократило рост российской экономики на 0,5% ВВП, признал он, но она приспособилась, а путь расширения санкций не имеет перспектив и заведет мировую экономику в тупик, размышлял он.

Американский инвестор Джим Роджерс согласился с тем, что страны не только приспосабливаются жить под санкциями. «На некоторые страны санкции оказывают влияние, но некоторые процветают, находясь под санкциями», — заметил Роджерс. Инвестор заметил, что действия президента США идут на пользу скорее Китаю, чем Америке. «Трамп своими действиями подталкивает Россию и Китай друг к другу. Он развивает некоторые отдельные секторы экономик Россия и Китая, делает Китай великим», — заявил Роджерс.

Силуанов призвал страны вернуться к продуктивному диалогу, направленному на развитие мировой экономики и отказу от политики протекционизма и ограничений. В пример он привел совместные действия стран во время мирового экономического кризиса 2008–2009 годов, направленные на преодоление рецессии.

Одно из направлений майского указа Путина — рост несырьевого экспорта. Пока по несырьевому экспорту на душу населения Россия находится на 73-м месте в мире, заявил на ПМФЭ глава российского экспортного центра Андрей Слепнев: «Сразу после Гондураса и перед Доминиканской Республикой». Если Россия нарастит этот показатель вдвое, как поручил президент, она даже не догонит Белоруссию с ее нынешним уровнем несырьевого экспорта. Российские предприятия не воспринимают себя как глобальных игроков, подчеркнул Слепнев.

Правительство помогает несырьевому экспорту бюджетным правилом, заявил позднее Максим Орешкин. «Если бы мы не сделали то, что мы сделали, то при цене $80 за баррель рубль бы пошел туда, где он был до кризиса — 50 [руб.], и ниже бы туда уходил», — пояснил министр. Это «подкосило» бы конкурентоспособность российского экспорта, добавил он.

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России